Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/analytics/20090325125006.html?print

“Заречная” открыла Балтику

Роман ТОПОЛЮК 13:21 25 марта 2009 года
Ориентированная на экспорт российская “Угольная компания “Заречная”, которая входит в группу “Донецкстали”, получила собственный выход к морю — Балтийскому.

В средине марта компания начала отгрузку угля через новый угольный терминал в латвийском портовом городе Вентспилс. Сейчас прорабатывается возможность строительства в порту второй и третьей очередей терминала.

Три года понадобилось, чтобы построить такой терминал. Завершить строительно-монтажные работы подрядчикам удалось в ноябре 2008 года благодаря тому, что основное финансирование было привлечено еще в августе 2007 года. Тогда консорциум банков в составе с DnB NORD Banka, Nordea Finland Plc Latvian branch и Unicredit Banka подписали с компанией Baltic Coal Terminal соглашение о выдаче кредита в размере 53,6 млн. евро из 75 млн. евро, необходимых для строительства первой очереди.

Остальные около 30% — собственные средства учредителей АО “Baltic Coal Terminal”, среди которых Indtec Baltic Coal (родственная структура “Донецкстали”) и сам Вентспилский торговый порт (AO Ventspils tirdzniecibas osta). Совладельцам проекта принадлежит по 50% акций терминала.

Еще полтора года назад привлечение заемных средств было преимуществом — так увеличивается рентабельность собственного капитала. В нынешних же условиях кредит может лечь серьезным бременем на любой проект, поставив под сомнение устойчивость предприятия. Однако член наблюдательного совета Baltic Coal Terminal Александр Смирнов рассказал “УкрРудПрому”, что проблем с обслуживанием займа нет: “Финансирование долгосрочное. Банки учли возможные риски, принимая решение о кредитовании. Все участники проекта выполняют свои обязательства в запланированные сроки”.

“Заречная” (Кемеровская область) и раньше экспортировала свою продукцию через порт Вентспилс. Сейчас, используя новый терминал, компания имеет возможность удвоить объемы перевалки угля — по предварительным планам, до 2 млн. тонн в год. Мощности первой очереди нового терминала, которые в целом составляют 6 млн. тонн, уже сегодня используются для перевалки угля и других российских компаний. “Когда принималось решение о строительстве терминала, учредители задекларировали в стратегии проекта, что с его вводом в эксплуатацию экспортные возможности увеличиваются у всех компаний, переваливающих уголь через Вентспилс, а не только у “Заречной”, — подчеркнул Смирнов.

И. о. начальника аналитического отдела компании “Альтана Капитал” Александр Макаров отмечает, что специализированный конвейерный терминал, которым является Baltic Coal Terminal, может обрабатывать грузы дешевле, чем крановые терминалы. “При вдвое более высокой норме погрузки угля на судно — около 20 тысяч тонн в сутки — уменьшается время обработки судов с 4-5 суток до 1-2. А это значит, что на фрахт судна будет потрачено на 50-60 тысяч долларов меньше. В результате, компания сэкономит около одного доллара на тонне угля”, — подсчитал аналитик.

Ряд технических особенностей нового терминала будет интересен специалистам по логистике. Так, за счет использования вагоноопрокидывателей не будет происходить повреждение вагонов, особенно в зимний период, увеличится оборачиваемость вагонного парка. При закрытом хранении, в период накопления судовой партии, уголь не подвержен влиянию осадков и ветра. Кроме того, примерно треть от всей стоимости проекта инвесторам пришлось отвести на экологические цели.

Несмотря на финансовый кризис, большого пессимизма относительного перспектив на рынке угля в компании не испытывают. В основном шахта “Заречная” добывает энергетический уголь, спрос на который в Западной Европе упал не так сильно, как в Украине. В связи с этим уже начались работы над второй очередью терминала — осуществляется предпроектное исследование, проводятся переговоры с поставщиками оборудования, металлоконструкций, подрядчиками. Вторую очередь предполагается ввести в строй быстрее, чем первую — за 2-2,5 года, потому что для нее уже заложена база — построены фундаменты, железнодорожная инфраструктура, пирс, имеются вагоноопрокидыватели и устройства для разморозки вагонов. Таким образом, мощность будет доведена до 10 млн. тонн в год, а общие инвестиции в проект достигнут, в первом приближении, 130 млн. евро.

Кроме того, Baltic Coal Terminal изучает возможность строительства третьей очереди терминала, специализацией которой будет перевалка насыпных грузов. Причем рассматривается возможность обслуживать не только экспортные, но и импортные грузопотоки.

Угольный бизнес “Угольной компании “Заречная” представлен тремя угольными предприятиями ОАО “Шахта “Заречная” (добыла в 2008 году 4,44 млн. тонн угля), ОАО “Шахта “Алексиевская” (810,5 тыс. тонн) и строящиймся ООО “Шахтоуправление “Карагайлинское” (56 тыс. тонн), обогатительная фабрика “Спутник” (мощность — 5 млн. тонн концентрата). В Украине группе “Донецксталь” принадлежит ЗАО “Донецксталь — металлургический завод”, шахтоуправление “Покровское”, ОАО “Ясиновкий коксохимический хавод”, ЗАО “Макеевкокс” и другие предприятия.

Поскольку около 90% угля компания экспортирует в страны Западной Европы, Японию, Южную Корею, собственные портовые мощности очень важны для нее. По оценкам экспертов, одна из проблем российской добычи угля заключаются в том, что основные объемы добываются в Кузбассе и еще восточнее, а большую часть в себестоимости занимают транспортные расходы. “При цене тонны угля в размере 30 долларов на шахте в Кузбассе, доставка до балтийского порта обойдется примерно в 40 долларов, — утверждает Макаров. — Тем не менее, такая операция выгодна, поскольку цены на уголь в этом регионе колеблются на уровне 75-80 долларов, а себестоимость самой добычи вряд ли превышает 15 долларов на тонне”.