Rambler's Top100
АНАЛИТИКА

Профессия: лоббист

[14:37 02 августа 2007 года ][Михаил ДЯДЕНКО, CLAPRI]

Верховная Рада пятого созыва за год с небольшим успела принять около 200 законов, из которых — 62 депутатские. Перед тем, как анализировать законодательную активность народных избранников, необходимо четко представлять специфику работы парламентского лоббиста.

Сразу оговоримся, речь идет только о тех законопроектах, которые были приняты в целом как законы, были подписаны Президентом и вступили в силу. Именно умение добиться своего (или заказанного) в сжатые сроки, является лучшей характеристикой лоббиста. Ведь принятие законов — процедура достаточно сложная и незнание некоторых нюансов может полностью погубить проделанную работу. Поэтому сначала попытаемся разобраться в самом процессе лоббирования законопроектов.

Итак, лоббистов принято делить на две условные группы — “представители” и “шабашники”.

К первой группе относятся те, кого соответствующие структуры делегировали в парламент отстаивать интересы определенного предприятия или финансово-промышленной группы (ФПГ). Часто руководители таких ФПГ сами идут в народные депутаты, чтобы наряду с пресловутой депутатской неприкосновенностью лично отстаивать свои бизнес-интересы. А при возможности — проталкивают в партийный список людей из своего ближайшего окружения.

Ко второй группе относятся депутаты, которых “просят” внести законопроект или поправку к законопроекту, не связанные с их личными бизнес-интересами (только у единиц таких интересов нет), за что депутату полагается соответствующее вознаграждение.

Попытаемся пройти по маршруту типичного парламентского лоббиста.

Перед нами стоит задача “протолкнуть” закон, сулящий заказчику немалые материальные выгоды (или же немалые затраты конкурентам).

Для начала надо разработать соответствующий законопроект, если заказчик только ставит задачу и не имеет текста готового документа. Такая работа может стоить несколько тысяч долларов. Как правило, обычному юристу трудно подготовить полный пакет документов (представление, проект закона, пояснительная записка, сравнительная таблица, финансово-экономическое обоснование, проект постановления и прочее) из-за незнания многих нюансов, связанных с его регистрацией и прохождением в Раде.

Дальше законопроект необходимо зарегистрировать в секторе регистрации Аппарата Верховной Рады, после чего он направляется на экспертизу в профильный комитет и Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады (ГНЭУ). Здесь его ожидает первое сито, эксперты могут вынести вердикт — законопроект отклонить. Именно поэтому более искушенные лоббисты дают законопроект на экспертизу еще перед его регистрацией. Это, конечно, стоит дополнительных затрат, однако дело стоящее ибо скрупулезно отработанный экспертами законопроект легко пройдет через сито ГНЭУ, а часто попадает на экспертизу тем же людям, которые помогали в его разработке. Естественно и вердикт будет положительный.

Второй важный нюанс. Лучше выступить инициатором законопроекта вместе с коллегами из других фракций. Это дает гарантию “политического не отторжения”, когда законопроект могут завалить просто потому, что он внесен представителем оппозиции или представителем “не той фракции”.

Очень многое зависит и от профильного комитета. Именно он (с учетом мнения ГНЭУ) выносит законопроекту окончательный вердикт перед рассмотрением его в зале. В этом случае важно заручиться поддержкой либо председателя комитета либо кого-то из уважаемых депутатов, либо же договориться с большинством членов комитета, что гораздо сложнее.

Еще один важный нюанс — это необходимость получить положительный вывод на законопроект Кабинета министров Украины. Учитывая, что Кабмин поручает рассмотрение законопроекта профильному министерству или ведомству — задача не из легких. А еще необходимо ускорить рассмотрение вывода на заседании Кабмина. Обойти Кабмин можно, если договориться с председателем комитета и вынести законопроект на рассмотрение без выводов Кабмина. Но в этом случает есть риск, что на пленарном заседании, при рассмотрении законопроекта представитель правительства потребует отложить рассмотрение законопроекта. И если председательствующий на заседании не на стороне лоббиста, он может согласиться на такой шаг.

Если комитет выносит решение “рекомендовать законопроект к принятию в первом чтении”, тогда лоббист приступает к следующему этапу — ускорению рассмотрения законопроекта в зале. Иные депутаты регистрируют за сессию несколько десятков законопроектов и только единицы из них попадают в зал. Для того чтобы ускорить рассмотрение законопроекта, нужно договориться с руководителем фракции либо руководителем комитета, которые внесут соответствующее представление на рассмотрение Согласительного Совета Верховной Рады. Ну и высший пилотаж, это заручиться поддержкой Председателя Верховной Рады или одного из его заместителей (того, кто в данный момент формирует повестку дня пленарных заседаний).

От спикера (точнее, от того, кто ведет в данный момент сессию) зависит очень многое. До политического кризиса, повестка дня сессии, как правило, содержала столько вопросов, что рассмотреть все удавалось далеко не всегда. Поэтому нужно постараться договариваться с руководством Верховной Рады (иногда можно с руководством Аппарата Верховной Рады) о том, чтобы поставить законопроект “выше” других. Если же это не удалось сделать, можно попробовать договориться с председательствующим на сессии, чтобы он лично поставил законопроект на голосование в обход других, мотивируя это, к примеру, высокой общественной необходимостью. Такие “фишки” часто выкидывал первый заместитель Председателя Верховной Рады Адам Мартынюк, но, впрочем, и другие старались не отставать.

Договориться о поддержке законопроекта, через страницы которого красными буквами написано “лоббистский” — нелегко. Как правило, нужна серьезная работа с коллегами из других фракций, которые смогли бы отстоять законопроект на заседании своей фракции. Другой путь — договориться с лидерами фракций — гораздо тяжелее и затратнее.

Итак, удалось — законопроект принят в первом чтении. Снова нужно “работать” с профильным комитетом, который будет готовить законопроект ко второму чтению и рассматривать поправки депутатов. Иногда поправки могут исказить законопроект на 180%, так что здесь необходимо быть начеку.

Дальше еще одни эксперты — Главное юридическое управление Аппарата Верховной Рады. По словам одного из депутатов, с этим “правовым уровнем” договориться еще более сложно. Хотя, следует признать, выводы юруправления иногда просто игнорируются.

Снова повторяем процедуру “сессионный зал”, и вот оно счастье лоббиста — закон, принятый во втором чтении и в целом, после подписи Председателя Верховной Рады направляется на подпись Президенту.

“Шабашники” на данном этапе, как правило, умывают руки. Мол, “я свое дело сделал, а дальше твои проблемы”. “Представители”, наоборот — в силу своей “встроенности” в корпорацию заинтересованы в полном завершении цикла — иначе им придется начинать все сначала.

Секретариат Президента — это уже совсем другая история, другие люди, другие проблемы. Но “работая” с Секретариатом, не стоит забывать и о Кабмине, который вносит Президенту свои предложения — подписывать закон или применять к нему право вето.

В общем, если лоббист заинтересован в прохождении своего законопроекта “без сучка и задоринки”, ему придется работать продуктивно сразу с тремя ветвями власти — Президентом, парламентом и правительством. Работа, сложная и далеко не из дешевых. Но настоящие лоббисты работы не боятся.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
 

Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.

Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:


Профессия: лоббист

Верховная Рада пятого созыва за год с небольшим успела принять около 200 законов, из которых — 62 депутатские. Перед тем, как анализировать законодательную активность народных избранников, необходимо четко представлять специфику работы парламентского лоббиста.

http://ukrrudprom.ua/analytics/asdfgdrfhfg2015251.html

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

АНАЛИТИКА
НОВОСТИ
ДАЙДЖЕСТ
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.