Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Iz_Pekina_v_London_s_rossiyskim_veterkom.html?print

Из Пекина в Лондон с российским ветерком

Газета.Ru, 15 марта 2010. Опубликовано 18:04 16 марта 2010 года
В ближайшие 10—15 лет китайцы собираются построить скоростную железную дорогу, соединяющую Пекин с Лондоном.

Путь будет занимать около 2 суток и скорее всего пройдет через Россию. Эксперты сомневаются в целесообразности проекта: на столь больших расстояниях скоростной железнодорожный транспорт нерентабелен.

Планы о масштабном проекте китайская сторона озвучила через британские СМИ. Как пишет The Daily Mail со ссылкой на члена Китайской академии наук и старшего консультанта проекта китайской высокоскоростной железной дороги Ван Меншу, северо-восток Китая и Западную Европу планируется связать через Россию. Судя по карте, представленной The Daily Mail, пассажиры смогут увидеть такие города, как Париж, Берлин, Варшава, Киев, Москва, Санкт-Петербург.

“Поезда будут развивать скорость до 345 км в час”, — говорит Ван Меншу. Это означает, что расстояние в 8158 км, на преодоление которого обычно уходит около недели, и даже больше, и требуется несколько пересадок, может быть покрыто за 48 часов.

Правда, проект может споткнуться на таких вопросах безопасности, как нелегальная миграция, визы и контрабанда, пишет газета.

В дополнение к проекту “трансроссийского экспресса”, китайцы не прочь построить еще две высокоскоростные дороги. Первый из возможных маршрутов свяжет Кунминь на юге Китая с Сингапуром через Вьетнам, Тайланд и Малазию. Второй маршрут может соединить Урумчи на севере Китая с Индией через Казахстан и Узбекистан. В Китае уже есть своя сеть высокоскоростных железных дорог, и сейчас идут переговоры с 17 странами на юго-востоке и в центральных районах Азии о прокладке путей на их территории. По словам Ван Меншу, в рамках переговоров обсуждается вопрос обмена ресурсов на технологии: многие страны недостаточно развиты, однако богаты природными ресурсами.

Впрочем, откровенное интервью Ван Меншу не понравилось высокопоставленным китайским чиновникам, которые поспешили дополнить слова инженера, добавив неопределенности. У Китая пока нет планов строительства вместе с Россией высокоскоростной железной дороги, которая проходила бы по российскому Дальнему Востоку, заявил в Пекине заместитель министра железных дорог КНР Ван Чжиго. Китай также не планирует превратить железнодорожную магистраль между Пекином и Москвой в высокоскоростную, добавил главный инженер этого министерства Хэ Хуау.
Проект амбициозный, но пока сырой, китайцы это сами понимают и включают свою “китайскую дипломатию”, объясняют такое расхождение мнений международные эксперты. В России же создание столь длинной высокоскоростной магистрали вообще считают “неосуществимым прожектом”. “У любого транспортного продукта есть своя целевая аудитория, — говорит эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожного транспорта Института естественных монополий Евгений Алексеев. — Например, туристические перевозки по Транссибирской магистрали популярны среди иностранцев, которые хотят посмотреть Россию. Но им нужно множество остановок в пути для осмотра достопримечательностей и совсем не нужна скорость”. Если же говорить о чисто транспортной составляющей проекта, то есть о быстрой доставке людей, к примеру из Лондона в Пекин, то в этом конкуренции авиации нет и быть не может, по крайней мере в обозримой перспективе, говорит эксперт.

Потенциал железных дорог в высокоскоростных перевозках ограничивается расстоянием примерно в 800 км. На бо́льших расстояниях скоростной железнодорожный транспорт будет заведомо убыточным.

В отличие от воздушного транспорта, который на таких расстояниях экономически эффективен.

Если даже абстрагироваться от экономической составляющей проекта и его технической реализуемости, то понятно, что в любом случае потребуется построить новые пути сообщения. Существующие железные дороги для этого не подойдут: они предназначены в основном для вывоза сырьевых грузов. “Очевидно, что достаточной загрузки для новых магистралей не будет, ввиду отсутствия спроса на должном уровне. И тогда они станут музеем ненужных вещей под открытым небом”, — резюмирует Алексеев.

Андрей КОВАЛЕВСКИЙ, Ольга ТАНАС