Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Китайская угроза. Почему Украина не доросла до стратегического партнерства с КНР

[10:08 16 июня 2017 года ] [ Деловая столица, 16 июня 2017 ]

Мечты о наполнении бюджета и ускорении экономического роста толкают украинские власти на поиски денег.

Фонд государственного имущества Украины и китайская товарная биржа Bohai Commodity Exchange Co., Ltd (BOCE) заключили договор купли-продажи корпоративных прав (99,9% акций) Украинского банка реконструкции и развития (УБРР). Аукцион по продаже банка состоялся еще 30 ноября 2016 г. Победителем на нем и стала китайская BOCE, которая является одной из крупнейших спотовых товарных бирж с годовым оборотом в $1 трлн. Цена, по которой Украина продала фактически голую банковскую оболочку, а по сути лицензию и набор корсчетов, составила 82,83 млн грн. Заметим, что данная сделка стала одной из самых “крупных” приватизационных продаж в прошлом году. Почти полгода от китайцев не было ни слуху ни духу, включая отсутствие согласовательного пакета документов, который должен был быть подан покупателем в НБУ, и вот подписи под контрактом наконец поставлены.

Простые символы

В этой сделке много символического. Во-первых, сам банк, который был создан в 2004 г. с целью развития в Украине малого и среднего бизнеса и кредитования реального сектора экономики. Его собственниками попеременно выступали Государственная инновационная финансово-кредитная компания и Государственная инвестиционная компания. Эти синекуры с громкими названиями так и не поспособствовали появлению в Украине малого и среднего бизнеса, равно как и инноваций, зато истратили не один миллион государственных ресурсов. В 2013 г. УБРР был передан Минфину. Тогдашнее правительство планировало создать на его базе огромный банк реконструкции и развития по аналогии с российскими квазигосударственными финансовыми структурами. Но по состоянию на 2016 г. этот банк опустился на одно из последних мест в рейтинге украинских банков и с капиталом в 62 млн грн “заработал” нераспределенный убыток в 59,7 млн грн, то есть все деньги, потраченные на него государством в 2004 г. (по тогдашнему курсу — это порядка $12 млн), были успешно “проедены”. И вот теперь финансовая структура, в которой тяжело трудились 33 человека, спустя 12 лет работы на ниве структурной перестройки экономики была успешно продана аж за $3 млн. Ярчайший образчик эффективности государственного менеджмента.

Вторым “символом” стало то, что обычная финансовая “пустышка” вошла в топ приватизационных продаж 2016 г., обогнав многие вполне материальные активы. 

Ну и, в-третьих, сам покупатель. Ведь эту сделку невозможно оценивать в отрыве от недавних заявлений посла КНР в Украине Ду Вэя о том, что его страна готова к проведению скорейших консультаций по вопросу заключения соглашений между Украиной и Китаем о зоне свободной торговли и о введении безвизового режима.

Украина еще толком не успела прийти в себя после ЗСТ с Европейским Союзом, а тут тебе новые “вызовы”. И это явно не зона свободной торговли с Канадой. Учитывая показатели ВВП, параметры экономики ЕС и Китая вполне совместимы, а по численности населения Поднебесная даст фору кому угодно (кроме Индии). Но применительно к Украине разговоры о ЗСТ с китайцами вызывают опасливую реакцию у отечественных предпринимателей. Если ЗСТ с Европой воспринимается больше как инструмент активных внутренних преобразований в Украине и механизм давления на власть с целью принуждения оной к реформам и борьбе с коррупцией, то ЗСТ с Китаем чревата непредсказуемыми последствиями.

Ведь Китай не будет выдвигать требования относительно электронного декларирования чиновников или создания антикоррупционных судов. Великий дракон не утруждает себя этим “бременем белого человека”, как написал бы Киплинг. Его задача — установление контроля над страной путем “прикармливания” местных элит и покупки инфраструктурных объектов: транспорт, энергетика и т. д.

Например, в Африке Китай, по сути, получил “в управление” целую страну — речь о Зимбабве. Неудавшиеся реформы, коррупция, накопленные внутренние противоречия, сворачивание сотрудничества со стороны ЕС и США заставили зимбабвийского лидера Мугабе сказать знаменитую фразу: “Мы повернулись к Востоку, где восходит солнце, и отвернули наши лица от Запада, где солнце заходит”. В ответ Китай не только выделял деньги режиму, но и “признавал” местные выборы, а также накладывал вето в Совете безопасности ООН по вопросу санкций относительно режима диктатора (кстати, совместно с РФ).

Наш Мугабе

Многие не заметили, но в 2013 г. мы чуть было не получили “своего Мугабе”. Ведь Виктор Янукович летал не только в Сочи, но и в Пекин, где в декабре того года “нашел” $8 млрд и инвестиционные проекты еще на $30 млрд. Хотя уже тогда в Китае знали, что миллиарды долларов, выделенных на финансирование печально известных закупок украинской кукурузы, нещадно разворованы, и ни зерна, ни денег в Пекине больше не увидят.

Словом, новых реформаторских стимулов от ЗСТ с Китаем мы не получим. Даже более того, учитывая способность китайцев “покупать” слабые местные элиты, можно было бы ожидать консервации наших проблемных точек за счет миллиардных китайских кредитов. Хотя срок этих “политических консервов” составил бы всего несколько лет. Все помнят, чем закончилась зимбабвийская история: миллионными показателями инфляции и миллиардными купюрами зимбабвийских долларов, которые ныне годятся лишь в качестве сувениров (их даже у наших налоговиков при обыске находят). В итоге Китаю для защиты своих инвестиций пришлось провести воспитательную работу с престарелым лидером, заставив его пойти на политического соглашение с оппозицией и провести стабилизацию местной финансовой системы: сейчас в Зимбабве вместо 4 млрд процентов инфляции в год — дефляция и даже пристойный экономический рост.

Что касается экономических выгод, то любое сотрудничество с Китаем возможно лишь на основе базового принципа: “покупай китайское”. Применительно к Украине — это возможность кредитования программ в сфере транспорта, энергетики, но при обязательной закупке исключительно китайского оборудования. От Украины же Китаю нужно в основном сырье и наши научные разработки, прежде всего в сфере ВПК, космоса и авиастроения. Из маршрута нового “Шелкового пути” Украину, как известно, исключили...

Как видим на графике, наша торговля с Поднебесной глубоко дефицитна. При этом мы не покупаем в Китае ни нефть, ни природный газ, а обыкновенные товары широкого потребления, которые могли бы с успехом производить сами. В Китай же поставляем сырье и продукты сельского хозяйства (без первичной обработки).

Именно этой товарной структурой и продиктована покупка банка в Украине китайской спотовой биржей. Закупая сырье в Украине и осуществляя его поставки в Китай, китайцы прогнозируемо хотят контролировать весь технологический процесс: организацию торгов, логистику, финансовые расчеты, транспортировку, перевалку. Поскольку особого доверия к украинской банковской системе в Пекине не испытывают, то и выбрали модель экспансии в формате “все свое ношу с собой”.

В свое время Наполеон, ни разу не бывавший в Китае, написал: “Китай — это спящий лев. Не надо будить его, иначе вздрогнет весь мир”. Сегодня Китай не только проснулся, но и активно двигается, отстаивая свои национальные интересы во многих странах прежде всего в сфере энергетики и сырьевой безопасности. Взглянем на карту Африки, составленную американской аналитической компанией Stratfor, относительно китайских инвестиций в Африке.

Пока США и ЕС покидали черный континент, руководствуясь политическими принципами или страхом перед непредсказуемостью местных элит, Китай активно освоил большинство “беспризорных” стран, остро нуждавшихся в деньгах. И если сегодня американцы или европейцы захотят вернуться в свои бывшие владения — там их уже не ждут. Занято!

В ближайшие пять лет, Китай планирует потратить на прямые инвестиции в другие страны порядка $800 млрд. Принципы получения все те же: логистика, энергетика, транспорт, сырье, рынки сбыта китайских товаров. Взамен можно получить дешевые китайские кредиты, зону свободной торговли, безвиз и даже прямые инвестиции, если в Пекине почувствуют, что с сегодняшней властью можно иметь дело в долгосрочной перспективе. Ведь, как уже отмечалось выше, Китаю не нужна борьба с коррупцией. Им нужно контролировать ситуацию, а это невозможно без стабильной элиты, нуждающейся во внешнем политическом “плече”.

С Китаем можно и нужно играть в стратегическое партнерство, не забывая, что у китайца настоящим партнером может быть только другой китаец. Россияне, в неудачное для себя время искавшие в Поднебесной новую альтернативу Европе, прочувствовали это в полной мере, вступив в крайне невыгодный проект “Сила Сибири”.

Зона свободной торговли с ЕС является для Украины тем “молодильным” котлом, из которого наша страна, как в сказе про конька-горбунка, должна выйти обновленной и конкурентоспособной. В “котле” зоны свободной торговли с Китаем можно и свариться...Чтобы купаться в нем без трагических последствий, нужны эффективные институты внутри страны и сформированные политические элиты, не приемлющие идеи внешнего управления. Иначе из этого “котла” выйдет не обновленная страна, а очередной “Мугабе” с вагоном триллионов “местных долларов”.

Алексей КУЩ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.