Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Почему у нас не получилось

[17:59 01 декабря 2016 года ] [ Новое время, 30 ноября 2016 ]

Государство могло нанять лучших людей для управления, а наняло хороших.

Вчера на “ночи реформ” говорили о больших и маленьких ошибках реформаторов первой/второй волны. На сцене и в зале были “всі свої”, поэтому говорили долго и о многом, с шутками и без, глубоко и философски, но в то же время легко и непринужденно, иногда с обидой, но и с задором. Уставшие люди должны чаще встречаться и чаще смеяться.

Мое выступление было об одной большой, на мой взгляд, ошибке, которое допустило государство/общество — мы могли нанять лучших людей на госслужбу, а наняли хороших. Уверен, что разница между лучшими и хорошими — как между лидером-инноватором в отрасли и компанией-середнячком, отличающейся в десять раз по эффективности. Это было важной причиной неудачи.

В июне 2014 года, пользуясь волной патриотизма и чувством ответственности, правительство и президент могли нанять многих лучших людей в Украине: Андрея Булаха из Делойта, Олега Тымкива из PwC, Владимира Лавренчука из Райффайзена, Владимира Котенко из EY, Романа Бондаря из Talent advisors и многих других. Но не смогли их привлечь. Почему? Почему госорганы не стали магнитом для талантов? Мне кажется, тому были две основные причины: спрос и предложение.

Спрос не возник. Особенно в самом начале, летом 2014 года. Многие из нас тогда просто тратили силы впустую. Со стороны государства этот спрос не был системным. Он возникал точечно. Мы потеряли постреволюционный темп модернизации, поддерживаемый обществом. И дело не в непопулярности или болезненности реформ.

Спрос возник намного позже — с приходом новых ответственных лидеров: Айвараса (который сформировал в МЭРТ одну из лучших команд на госслужбе), Валерии Гонтаревой (которая, наверное, привлекла наибольшее количество новых людей), Наталки Яресько, Андрея Пивоварского. Спрос был в небольшом количестве госорганов. Возникал неравномерно. Люди заходили тоненьким ручейком, а не мощным потоком. И спрос не был подкреплен ничем, кроме горящих глаз некоторых лидеров и амбициозных задач по реформе страны, да и эти горящие взоры быстро затухали, а люди уходили: многие волонтеры не могли выдержать более 2-3 месяцев.

Я пришел в НБУ в марте 2014 года — два года и 8 месяцев назад. Одна из первых историй, которую я услышал: государство сформирует фонд для привлечения лучших людей на госслужбу. Деньги готовы были дать и европейцы, и американцы, и украинские олигархи. Говорили, что зарплаты будут европейские. Премии будут даваться за достижение реальных KPIs реформ, сам фонд будет мониториться аудиторами из большой четверки… Где это все?

По моим оценкам, в тот момент для перезагрузки исполнительной власти и финансирования первого нового поколения госслужащих мы говорили о сумме в 1 млрд грн в год. 1 млрд грн — эта сумма, которую не смогли найти правительство и парламент в бюджете за 32 месяца, но при этом за неделю нашли для безосновательных выплат вкладчикам финансовой пирамиды при банке “Михайловский”.

И это были бы не затраты на госаппарат или бюрократию. Команда в НБУ сэкономила за 2 года 7.5 млрд грн запланированных в бюджете, но не потраченных, средств. ProZorro привело к экономии в 7 млрд грн на данный момент. Разница в прибыли Нафтогаза за 6 месяцев 2016 и 6 месяцев 2015 составила более 25 млрд грн. Сделать сбалансированный бюджет, не воруя, не так уж и сложно. Так что для государства привлечение лучших людей было бы хорошей инвестицией с высоким ROI.

Неужели власти не понимали этого, а также того, что даже патриотически настроенные профессионалы с западным образованием и опытом трансформаций, ищущие вызова и желающие приобщиться к чему-то настолько большому, как постройке страны, не смогут проедать свои сбережения долго? Но что хуже всего, они не смогут на такие деньги привлечь лучших честных людей с рынка. Просто не смогут на себя взять такую ответственность.

Что касается предложения. Всего в НБУ мы уволили около 6800 человек и наняли более 500 новых людей. Так получилось, что большая часть процесса рекрутинга шла в том числе через меня, так как я отвечал за реформы и трансформацию. Я интервьюировал многих. Потратил на это много времени. Хочу сказать, что нам десятки раз отказывали лучшие специалисты с рынка, и я не смог их переманить в НБУ. Почему? Оглядываясь назад, я выделяю четыре причины:

1. Парадокс треугольника Майдана. На Майдане зимой 2014 года столкнулись три силы: власть, оппозиция и гражданское общество, которое также представляло бизнес. Какие цели были у власти? Сохранить власть и сохранить систему в стране. Какая цель была у оппозиции? Стать властью и сохранить систему. Какая цель была у общества? Поменять систему, но при этом не стать властью. Так вот, пришло время, когда ответственные лидеры, представляющие бизнес и гражданское общество, должны захотеть и быть готовыми и способными стать властью. Не получится отсиживаться в кустах. Последние 2,5 года это показали. Необходимо быть готовым взять на себя ответственность и менять повестку дня Украины.

2. Деньги. Очень многие отказывались из-за денег. Не многие хотели приносить финансовый риск в семью. Помню, как я убеждал людей приходить в НБУ осенью 2014. Кто-то соглашался, при этом все еще не доверяя, при том, что мы предлагали более-менее рыночную зарплату. Ряд людей должны были выходить с января, а 1 января 2015 года парламент на волне популизма и давления на НБУ снизил зарплату нашим сотрудникам — для многих новых людей это снижение было в 5-8 раз. Мне стыдно было смотреть в глаза людям, которых я только вчера хантил. Нам удалось отбить этот популизм только спустя три месяца, и то при помощи МВФ, но первоначальный темп был упущен. Сейчас ситуация в целом по госорганам не лучше, хотя ЕБРР и Евросоюз помогают как минимум советниками в офисах реформ. Но нам все же нужно дожать эту реформу — люди на госслужбе должны получать справедливую оплату! Их должно быть меньше, роли государства в жизни общества должно быть меньше, но лидеры реформ должны получать справедливую оплату. Без этого реформа госслужбы не взлетит — здесь не может быть никаких компромиссов.

3. Нежелание выходить из зоны комфорта. Я десяток раз слышал ответы, мол, нам в бизнесе комфортно. Машины у нас хорошие. Офисы теплые. Зарплаты высокие. Командировки заграничные. Подчиненные лучшие. В политику не хотим идти. Многие задавали вопрос: какой смысл идти на менее оплачиваемую и менее комфортную работу, ведь за это даже спасибо не скажут? Большинство людей в зале вчера работали или работают на государство. Многие их благодарили. Искренне. Сравнивали со спартанцами. Хотелось бы, чтобы такой публичной поддержки было больше. Но надо и новым волнам спартанцев выходить из своих кабинетов, закатывать рукава и идти защищать наш “Аэропорт” под названием новая Украина. Просто больше некому. Просто потому, что конкретно вы этим не можете не заниматься.

4. Эмоции. Многие боялись потока негатива, который выливался на госслужащих, в т.ч. новых, в т.ч. на НБУ. И не хотели в этом дерьме жить без всякого уважения общества. Мне нечего было особо противопоставить им. Что я делал — я им рассказывал о своих эмоциях, точнее, даже об эмоциональной симфонии, которую я переживал на госслужбе, и говорил, что этих эмоций не нужно бояться — их нужно понимать и ими управлять. Но это уже история для другой колонки.

За 2,5 года я уже видел вблизи три поколения хороших 30-40-летних ребят, которые приходили на госслужбу и испытывали эмоциональную симфонию госслужащих. Каждый был на своём участке, но не было общего проекта, которым все могли бы руководствоваться, строя общий дом — новую Украину. Было недостаточное взаимодействие реформаторов, поодиночке перебитых системой. Поэтому многие и ушли.

Вчерашнее мероприятие — точно шаг вперед современной Украины. Говорить о своих неудачах в зале Укрдома — это #перемога и признак того, что реформаторско-волонтерская система выстраивает обратную связь и самообучается. Если мы сможем сделать курс о реформах на Prometheus, то эти знания, построенные на собственных ошибках и болезненном опыте первой волны, будут доступны десяткам тысяч украинцам, которые хотят жить в другой Украине.

Слава Вакарчук в конце мероприятия отметил: “Нужно ввязываться в драку, потому что нельзя не ввязываться!”. Я согласен с этим. Нужно брать и делать, что можешь, там, где ты есть. Нужно объединяться и формировать орденскую команду, которая будет творить Новую Украины. Страну никто вместо нас не перестроит.

Если вы ответственный лидер, я призываю вас подумать об этом. Вы все еще нужны Украине. Игра далеко не закончена. Эмоциональный оркестр на госслужбе точно испытаете. Не бойтесь его. Ввязывайтесь в драку. До встречи на музыкальной стройплощадке нового государства!

Владислав РАШКОВАН, партнер инвестиционного банка SD Capital, экс-заместитель главы НБУ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.