Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Пьянству - ой!

[13:07 21 августа 2009 года ] [ Русский Newsweek, №34, 17-23 августа 2009 ]

На минувшей неделе Дмитрий Медведев провел специальное совещание - и началась антиалкогольная кампания.

Уже к осени министр здравоохранения Татьяна Голикова должна представить концепцию антиалкогольной политики. Цель - в 2012 году на каждого жителя страны должно приходиться 14 литров чистого алкоголя в год, а не 18 литров, как сегодня. Безопасным для здоровья нации считается уровень в 8 литров. Каждый отвоеванный литр, по расчетам Всемирной организации здравоохранения, означает дополнительные 11 месяцев средней продолжительности жизни для мужчин и четыре месяца - для женщин.

Три года назад молодые люди из движения «Солнечный круг», которое пользовалось поддержкой правительства Москвы, устроили настоящую облаву на продавцов, отпускавших спиртное подросткам. Митинги, пикеты, листовки на дверях магазинов: «Здесь продали алкоголь ребенку». Интерес телеканалов и газет был обеспечен, но вскоре все забылось, а само движение перестало существовать. Очередная кампания, призванная показать, как чиновники заботятся о народном здоровье, кончилась, не оставив следа.

Теперь все будет по-другому, обещает президент Дмитрий Медведев. На минувшей неделе он провел специальное совещание - и началась антиалкогольная кампания. Уже к осени министр здравоохранения Татьяна Голикова должна представить концепцию антиалкогольной политики. Цель - в 2012 году на каждого жителя страны должно приходиться 14 литров чистого алкоголя в год, а не 18 литров, как сегодня. Безопасным для здоровья нации считается уровень в 8 литров. Каждый отвоеванный литр, по расчетам Всемирной организации здравоохранения, означает дополнительные 11 месяцев средней продолжительности жизни для мужчин и четыре месяца - для женщин.

История России знала и не такое. Во время горбачевской антиалкогольной кампании официальные продажи спиртного упали в 2,5 раза, и это падение лишь частично компенсировали самогон и одеколон. Ту кампанию теперь принято вспоминать с уважением. Виноградники вырубали, в очередях дрались, но статистика фиксировала: во второй половине 80-х в России удалось сохранить жизнь более чем 1 млн человек. С этим не поспоришь.

Но совещание у Медведева показало, что к жестким мерам Кремль и правительство не готовы. Ловить зеленого змия будут аккуратно, как бабочку: вести пропаганду трезвости, немного ограничивать потребление пива, строже наказывать за продажу алкоголя несовершеннолетним. Впрочем, 70% потребления алкоголя в России приходится на крепкий алкоголь, прежде всего водку. «Главная проблема - доступность крепкого алкоголя», - подчеркивает Александр Немцов из Московского НИИ психиатрии, крупнейший российский эксперт в сфере алкогольной политики. Что делать с водкой, не понимает, похоже, никто.

Заниматься пропагандой, конечно, проще всего. В советские времена о вреде пьянства рассказывали в кабинетах санитарного просвещения, где висели рисунки печени, больной циррозом. Похожие функции будут у центров здоровья, сеть которых начинает разворачивать по всей России Минздравсоцразвития. К концу года их будет создано более 500.

Общественность не останется в стороне. Осенью кампанию «За здоровый образ жизни» намерено развернуть движение «Наши». Акцент будет сделан на борьбе с алкоголизмом и курением. «Мы тут хотим быть честными, поэтому в мероприятиях будут участвовать только те активисты, кто не употребляет табак и алкоголь», - рассказывает комиссар движения Марина Задемидькова.

С октября «Наши» запустят в интернете веселые социальные ролики, начнут разъяснительную работу в вузах и устроят серию флешмобов. Например, вокруг курящего на улице человека будет собираться толпа, идти рядом с ним и увещевать его бросить это дело. Как пугать алкоголиков, пока не придумали. Если он уже пьян, его напугать трудно.

Народ вроде бы и до всяких кампаний поддерживал борьбу с пьянством. Во всяком случае, ВЦИОМ на прошлой неделе сообщил, что 65% граждан - за. Правда, если разобраться, люди поддерживают только то, что не касается их личных интересов. Самые популярная антиалкогольная мера - запрет продажи алкоголя молодежи (причем не до 18 лет, как сейчас, а до 21 года), за это 63%. Если бы такой запрет удалось ввести, эффект был бы обеспечен. Ученые знают: чем позже человек начинает пить, тем меньше риск, что он станет алкоголиком. Но в России еще в 2005 году запретили пить пиво на улицах. Как соблюдается этот запрет, видно невооруженным взглядом.

За полный запрет рекламы любого алкоголя - 57%. Обывателю не жалко вечерних роликов с рекламой пива - что пить, он и так знает. Из пивной рекламы и так убрали людей и животных - потребление от этого не сократилось. Собственно, сам Медведев признал неэффективность всех уже принятых антиалкогольных мер. «Никак это не помогло, ни в чем абсолютно» - такую реплику бросил президент на совещании, оторвавшись от заготовленного текста.

В середине 90-х быстрый рост потребления пива тоже порой подавался как антиалкогольная мера: больше будут пить пиво, меньше - вредной водки. На самом деле крепкие напитки как пили, так и пьют, а «пиво стало воротами, открывающими подросткам путь в алкоголизм», говорит член Общественной палаты Олег Зыков.

Теперь государство пытается ограничить пивной бум. Одна из немногих реальных мер, обсуждаемых правительством, - повышение с 2010 года акцизов на пиво почти в три раза. Станут ли пить его меньше, если дешевые сорта подорожают с 20 до 25–28 рублей? Не поможет, уверяет глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Легальное производство сократится, на рынке появится больше безакцизного пива, например разливного: его легче пустить в обход обычных каналов.

Российская реальность дает производителям алкоголя универсальный аргумент: нельзя повышать цены, на рынке тут же появится левый товар. Пока не будет решена эта проблема, алкоголь останется дешевым, и рассуждать о борьбе с алкоголизмом бессмысленно. Об этом говорит и международный опыт, который обещают учесть чиновники. Собственно, он есть только в странах Северной и Восточной Европы, где, как и в России, «северный тип» потребления алкоголя с упором на крепкие напитки.

Например, в Польше, как и у нас, пить стали больше в начале 90-х, на фоне шока, вызванного крахом социализма и рыночными реформами. В 1992 году на поляка приходилось 10–11 литров алкоголя в год, а к концу 90-х - 7–8. Причем потребление сместилось от водки к пиву и вину. Похожим путем шла Норвегия, где в 1979 году крепкие напитки составляли 44% потребления алкоголя, а в 2005-м - 27%. Одним из главных аргументом для пьяниц послужила цена: бутылка водки в Польше и странах Скандинавии стоила как 10–15 бутылок пива. В России, по данным Дробиза, цена левой водки в торговой сети начинается с 50–60 рублей. Это две-три бутылки пива - для любителей выпить выбор очевиден.

В России дешевая водка - вопрос политический, и не только потому, что она влияет на настроение избирателей. Нелегальный сектор обеспечивают не бабушки-самогонщицы, а те же крупные заводы. По данным главы Центра разработки национальной алкогольной политики Павла Шапкина, сегодня в России мощности позволяют производить в три раза больше водки, чем официально поступает на рынок. Но заводы, вопреки логике бизнеса, продолжают открываться. Секрет прост: акциз на водку идет в региональный бюджет, и это большие деньги. Поэтому регионы стремятся производить алкоголь. Бывает так, что новые заводы одну смену работают открыто и платят акциз, а другую - гонят нелегальную водку. Разумеется, с ведома местных чиновников, которые при этом не остаются внакладе.

Андрей ЛИТВИНОВ

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.