Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Совместное потребление как новая экономическая модель

[08:00 17 февраля 2017 года ] [ Ведомости, 15 февраля 2017 ]

Более высокая эффективность использования ресурсов — несомненное преимущество.

овместным использованием автомобиля уже никого не удивишь, а как насчет, скажем, совместного использования самолета? Новая экономическая модель считает вполне естественным и то, и другое, утверждают эксперты.

Как эту модель только ни называли — и “равный равному”, и экономика “из рук в руки”. Но самым известным стало словосочетание “экономика совместного потребления” (sharing economy, или collaboration economy). Элементы этой экономики присутствуют в нашей жизни уже лет двадцать — от открытого программного обеспечения, в совершенствовании которого может принять участие любой специалист, до платформы eBay и “Википедии”, рассуждает принципал консалтинговой компании Bain & Co Алексей Мартынов. В последние годы модель взаимодействия потребителей и производителей товаров и услуг фундаментально меняется по всему миру, “от принятой модели работы одного или нескольких производителей на сотни, тысячи и миллионы потребителей мы переходим к взаимодействию многих со многими”, объясняет он.

Несомненное преимущество новой модели — гораздо более высокая эффективность использования ресурсов. “Объяснить можно на простом примере: в США около 80 млн дрелей, каждая из которых используется в среднем 13 минут. Если придумать схему, при которой каждый инструмент будет работать больше, дрель в каждом доме станет не нужна”, — говорит Мартынов. Идея интересна и владельцу ресурса, и потребителю, поэтому как грибы появляются сервисы совместного потребления — от проката модных сумок до аренды газонокосилок.

“Основной принцип экономики совместного потребления — это “неиспользованный ресурс — потерянный ресурс”, — дает еще одну формулировку Владимир Ковальский, гендиректор компании Medesk. В медицине это прежде всего дорогостоящее оборудование и высококвалифицированные врачи. Если обмениваться оборудованием между клиниками юридически и практически просто невозможно, то незагруженное время приема врача может и должно быть использовано. Технически это может быть реализовано любой формой дистанционного вовлечения врача в процесс осмотра, проведения операции, обучения или консультации коллег. К сожалению, пока организационно это кажется чрезвычайно сложной задачей. “Вероятно, при наличии некого “агрегатора задач для врачей” наподобие Youdo это могло бы быть возможным. Но пока представляется фантастическим”, — говорит Ковальский.

Принципы разумного потребления

Самые привлекательные проекты sharing economy возникают в тех отраслях, где повышение отдачи от использования ресурса приносит серьезные деньги, объясняет Алексей Мартынов. Понятно, что самые дорогостоящие материальные ресурсы, которыми обладает среднестатистический человек, это жилье и автомобиль. Для владельцев квартир, желающих заработать на своей недвижимости, сдавая ее в краткосрочную аренду, был создан Airnbnb, а для тех, кто готов подработать извозом на своем автомобиле — Uber и Lyft. Логически электронная площадка Alibaba, позволяющая китайским заводам получить прямой доступ к миллионам потребителей по всему миру, это развитие той же самой модели sharing economy в индустриальном масштабе, считает Мартынов. Такие платформы получили высокую добавочную стоимость, обращает внимание эксперт. Airnbnb оценивается в сумму, почти равную капитализации гигантов гостиничного бизнеса Hilton и Hyatt, вместе взятых, и предлагает к сдаче большее количество комнат, чем Marriott после слияния со Starwood, объясняет он.

На заре возникновения sharing economy считалось, что ее отличительная особенность — отчетливо выраженная социальная составляющая. Так, микрофинансовые организации создавались с благородной целью — через них частные лица могли дать ссуду ремесленникам на, скажем, покупку швейной машинки для мастерской. Сервисы по сдаче частных квартир и по частному извозу должны были способствовать социализации. Первые обещали путешественникам, что общение с хозяином поможет лучше узнать его город и страну, а вторые — что знакомство с дружелюбным водителем сделает жизнь интереснее.

На практике же, как показывают исследования, в проектах sharing economy для потребителей гораздо важнее экономический аспект: они предпочитают те сервисы, которые делают жизнь удобнее и позволяют экономить, тем, которые подчеркивают свою социальную миссию, рассказывает Мартынов. Так, во многих регионах до двух третей предложений на Arnbnb дают возможность снять квартиру или дом целиком, без хозяина. А Uber, работающий под лозунгом “удобнее, быстрее и надежнее”, выигрывает у Lyft, рекламирующего в первую очередь своих “дружелюбных водителей”. Большинство пользователей в России вообще не понимают, чем эти сервисы отличаются от обычного такси, считает Мартынов. Электронная площадка eBay, возникшая когда-то как барахолка, где одни люди пытались продать что-нибудь ненужное другим, превратилась в ресурс, через который крупные производители и магазины реализуют свою продукцию.

Экономика совместного потребления — не экономика взаимопомощи и не экономика сотрудничества, раз ее участники продают свои услуги за приличные деньги, подчеркивает профессор Нью-Йоркского университета Арун Сандарарян, автор книги The Sharing Economy.

От квартир — к собакам

Потребителям новая экономика нравится. Больше половины европейцев из вполне благополучных Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании не прочь поделиться своим имуществом с другими — правда, за определенную плату, выяснил в ходе собственного исследования автоконцерн Ford, как и другие производители сильно интересующийся новыми экономическими моделями. По его данным, 55% готовы предоставить в пользование другим людям свой автомобиль, 44% — свой дом, 31% — мобильный телефон, а 17% — собаку! Большинство опрошенных (78%) также готовы подвозить других на своем автомобиле (это называется райдшеринг) или доставлять посылки (78%). При этом они сами согласны воспользоваться преимуществами рационального использования ресурсов: например, 72% опрошенных готовы использовать сервисы каршеринга — краткосрочной аренды автомобилей.

Такое отношение к автомобилю может быть хорошей новостью для арендных сервисов и настораживающей — для автопроизводителей. Но и те и другие пытаются найти новые возможности для развития. Europcar, крупнейший оператор автопроката в Европе, запустил большое количество проектов по разным транспортным направлениям, связанным с каршерингом.

Производители автомобилей тоже предлагают схемы совместного владения автомобилями. Например, Ford запустил несколько каршеринговых сервисов в Европе — некоторые совместно с операторами каршеринга. В 2015 году компания в течение полугода позволяла тысячам своим клиентов в Великобритании сдавать личные автомобили в аренду другим водителям. В США Ford помогает сотрудникам пользоваться райдшерингом в кампусе компании в Мичигане, а в прошлом году компания участвовала в запуске партнерского приложения MyBoxMan, которое позволит водителям зарабатывать деньги на перевозке посылок.

Размер новой реальности

Сейчас только в Европе создано 275 ресурсов, работающих в разных секторах экономики совместного потребления, показало исследование PwC. Последние пять лет обороты таких предприятий все время росли, за 2015 год рост их выручки ускорился.

Доходы европейских предприятий, относящихся к пяти ключевым секторам экономики совместного потребления, по подсчетам сети компаний PwC, в 2015 году составили 4 млрд евро, а общий объем прошедших через нее транзакций — 28 млрд евро. В среднем платформа получает 25% от стоимости оказанной услуги, а 85% остается у исполнителя. Размер выплаты сильно варьируется: “народные” сервисы по предоставлению микрозаймов берут комиссии 1-2% за соединение кредитора и заемщика, а сервисы, отправляющие водителей к клиентам, могут получить до 20% от оплаты.

Самой большой по выручке сектор европейской экономики совместного потребления — транспортные услуги, включающие в себя райдшеринг, каршеринг и услуги водителей по требованию. Но наибольший объем транзакций проходит через второй сектор — платформы по использованию недвижимости — от аренды жилья на время путешествий до вариантов совместного использования домов для постоянного проживания, выяснила PwC.

Три других значительных сектора “экономики будущего” — услуги по хозяйству и ремонту по требованию; подработка в свободное от основной работы время и услуги по кооперативному финансированию.

Изменение модели

Проекты, начинавшиеся с идеи “потребитель потребителю”, превращаются в конкурента традиционных предприятий, подчеркивает Мартынов. И тут начинают все чаще звучать призывы к необходимости регулировании sharing economy. В некоторых европейских и американских городах власти ограничивают деятельность Arnbnb, Gett и Uber. Некогда маленькие стартапы, Uber и Airbnb стали брендами со стоимостью $68,5 млрд и $30 млрд — неудивительно, что в 2016 году на быстро развивающихся гигантов обратили внимание регуляторы. В апреле 2016 года Uber согласился выплатить до $100 млн по коллективному иску водителей в Калифорнии и Массачусетсе, которые требовали признать их сотрудниками, а не независимыми подрядчиками. Uber придерживался последней точки зрения, соответственно, не предлагал своим водителям ни медстраховку, ни минимальную оплату труда. Суд решил, что водители имеют право считаться штатными сотрудниками и получать все полагающиеся им преференции. В июне того же 2016-го уже французский суд признал Uber виновным в ведении незаконного бизнеса и оштрафовал компанию на 800 000 евро. В октябре в Лондоне суд также признал право водителей на минимальную зарплату и отпускные. Uber оспаривает оба решения, но они побуждают других водителей подавать подобные иски.

На рынке недвижимости аналогичная ситуация. В мае 2016 года Берлин ввел запрет на краткосрочную аренду апартаментов, что подкосило бизнес Airbnb и его конкурентов. В октябре 2016-го Нью-Йорк ввел большие штрафы для тех, кто сдает квартиры в краткосрочную аренду. От Берлина до Барселоны и Сан-Франциско власти вводят против Airbnb санкции. Компания, понимая, что противостояние с властями обойдется ей слишком дорого, пытается приспособить свою бизнес-модель к их требованиям. Так, на двух крупных рынках, в Лондоне и Амстердаме, Airbnb начал запрещать владельцам недвижимости сдавать дома на более короткий или, наоборот, более длительный срок, чем разрешают власти, — хоть это и ограничит выручку ресурса. В Нью-Йорке и Сан-Франциско компания запрещает владельцам давать больше одного объявления о сдаче недвижимости. То есть фирма отходит от своей первоначальной позиции, в соответствии с которой именно владельцы, а не интернет-ресурс отвечают за исполнение местных законов.

Некоторые аналитки считают, что таким образом компания старается разрешить конфликты с властями перед своим IPO, запланированным на 2018 год. “Как показывает история, законодательные попытки побороть экономический смысл в долгосрочной перспективе редко удавались”, — верит в будущее таких ресурсов Мартынов из Bain & Co.

Бизнес на доверии

Новая модель экономики меняет и модель оценки качества товаров и услуг, признает тот же Мартынов. Грубо говоря, отсудить компенсацию за испорченный отдых у владельца квартиры, сдающего ее через Airnbnb, гораздо сложнее, чем у известной сети отелей. Поэтому возникает новая модель оценки продавцов — основанная на отзывах и построенной на них репутации. Есть сферы, которые достаточно легко регулируются с помощью репутационного контроля, например электронная торговля или те же сервисы такси, а есть те, где такой оценки качества услуг и квалификации исполнителей явно недостаточно, отмечает Мартынов. Скажем, удаленное консультирование пациентов по медицинским вопросам на ресурсах, не связанных с тем или иным конкретным медучреждением. Многие врачи готовы потратить часть свободного времени на подобную работу, но многие ли пользователи смогут оценить качество их консультаций, спрашивает эксперт. “Нам предстоит еще понять, выдержит ли в подобных проектах репутационная модель конкуренцию с традиционной квалификационной моделью, в которой компетенцию врача гарантирует та клиника, на которую он работает”, — продолжает Мартынов.

Но и у доверия есть свои методы наказания тех, кто его не оправдал, уверен профессор Сандарарян. Один из способов регулирования — отзывы, которые могут видеть все пользователи, отмечает он. Второй — создание саморегулирующихся организаций, которые будут, образно говоря, выгонять паршивую овцу из стада.

Экономика не для экономных

Перспективность экономики совместного потребления доказывает, что она привлекает внимание даже тех, кому незачем экономить. Состоятельные семьи обращаются за помощью к социальным сетям, чтобы разделить издержки чартерного перелета на горнолыжные курорты — в надежде избежать неприятной необходимости пробираться с лыжным снаряжением и маленькими детьми через перегруженные аэропорты бюджетных авиалиний. Например, Хьюго Пикфорд-Вордл, лондонский консультант по инновациям, через группу жителей Хартфордшира в Facebook искал желающих организовать в складчину чартерный рейс в выходные на один из горнолыжных курортов Франции или Швейцарии. Желающие быстро нашлись, одна семья даже решила взять с собой лыжного инструктора для детей — правда, в том случае, если сможет получить на его перелет скидку, рассказал Пикфорд-Вордл.

Бизнес-чартеры традиционно заказываются очень богатыми людьми, которые ценят приватность и индивидуальный подход. Пассажиры бизнес-чартера могут выбрать время вылета, прибыть в аэропорт за 15 минут до него и приземлиться буквально в нескольких минутах от горнолыжных склонов. Неудивительно, что этот вариант готовы опробовать многие пассажиры регулярных рейсов, которым ради уикенда в горах раньше нередко приходилось приезжать в аэропорт в шесть утра с двумя маленькими детьми, говорит Бэла Батлер, управляющий директор фирмы Butler & Lloyd, организующей чартеры на горнолыжные курорты.

Резкий рост цен на билеты регулярных авиалиний в разгар сезона делает бизнес-чартеры привлекательными даже для семей среднего класса. Действительно, для взрослого пассажира перелет дискаунтером EasyJet в феврале из Лондона в Женеву и обратно, в удобное время и с багажом, включающим горнолыжное снаряжении, обойдется в 3500 фунтов стерлингов. Билет в бизнес-класс British Airways можно приобрести за 5000 фунтов — это включая доставку до отеля.

Конечно, аренда небольшого роскошного самолета вроде четырехместного Citation Mustang будет стоить почти вдвое дороже — около 10 000 фунтов за место. Но кресло в бизнес-джете побольше обойдется гораздо дешевле перелета регулярными авиалиниями, уверяет Ричард Кое, сооснователь авиационной консалтинговой компании Wingx. Например, по данным ресурса PrivateFly, перелет на 20-местном Metroliner из аэропорта Лутон под Лондоном в Женеву будет стоить 21 000 фунтов — то есть немногим больше 1000 фунтов на пассажира.

Пока практика заказа бизнес-джетов в складчину находится в зачаточном состоянии, но эксперты авиационной индустрии считают, что с развитием социальных медиа и повышением прозрачности рынка она может резко увеличиться. Технологии делают ценообразование в авиации более понятным — многочисленные сайты покажут пассажиру все варианты перелета и их цену, останется только выбрать, объясняет Кое.

Елена ВИНОГРАДОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.