Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Туз в рукаве. Как налоговая амнистия помогла Индонезии вывести из тени $367 млрд

[16:52 23 мая 2017 года ] [ Деловая столица, 23 мая 2017 ]

Налоговую амнистию держат в рукаве почти все коррумпированные и слабые экономики.

К ней прибегали в крайних случаях, когда надо из ниоткуда вдруг показать много легальных денег и “отбелить” себя в глазах крупных западных кредиторов. Ставка на наивность богатого Запада срабатывала редко, но то, что сделала Индонезия, выведя из тени $367 млрд за последние девять месяцев, сломало тенденцию: плюсы амнистии впервые существенно перевесили минусы.

Давние традиции

Я не плачу налоги, потому что меня не поймают, — таков основной принцип индонезийцев, когда речь заходит о необходимости отдавать часть заработанного государству. Если ты мелкий предприниматель, владелец средней фирмы или частное лицо, работающее на нескольких работах, о налоговой можно забыть: им не до тебя. В стране 38 тыс. налоговых инспекторов, и каждый из них теоретически должен проверять до 700 субъектов предпринимательства и частных лиц за год, но “...даже работая 12 часов в день, можно осилить максимум сотню компаний. До остальных просто не доходят руки”, — поделился с агентством Reuters своей рутиной индонезийский налоговик Джеффри Мартино.

И люди этим пользуются. Из 118 млн трудоспособного населения Индонезии только 27 млн имеют идентификационный налоговый код, а ежегодные декларации подают всего 12 млн.

Результат гражданской апатии универсален для всех стран, включая и Украину: дырявый госбюджет, отсутствие иностранных инвестиций, стабильное снижение экономического роста, прогрессирующая инфляция, разрастающаяся коррупция.

Старый добрый популизм

Под лозунгом, что так дальше жить нельзя и пришел к власти в 2014 г. новый президент Джоко Видодо. В своей инаугурационной речи он обещал навести порядок в госбюрократии, победить бедность, разобраться с авторитарным прошлым страны и вывести ее из позорной категории стран третьего мира. Приверженец электронного правительства, хэви-метала, YouTube и популизма, выходец из народа — Джокови, как его обычно называют на родине, — своим самым крупным проектом возрождения страны объявил налоговую амнистию. Были озвучены амбициозные цели: вывести из тени $300 млрд, из которых $76 млрд должны были вернуться с зарубежных офшорных счетов.

Официально кампания стартовала в июле 2016 г. и была разбита на три фазы. Каждая фаза длилась три месяца. Налоговый тариф на декларируемые доходы увеличивался с каждой последующей фазой: от 2% в первую до 10% в последнюю.

В первый месяц граждане вообще никак не отреагировали на президентскую инициативу. Было задекларировано всего $100 млн. Показатели за август оказались чуть лучше — более $5 млрд. Прорыв случился уже в сентябре, когда цифра возросла сразу до $200 млрд. К этому моменту в Конституционном суде закончилось рассмотрение законности налоговой амнистии как таковой, в чем сомневались политические оппоненты Джокови. Суд вынес решение “законно”. Ну и самому президенту пришлось сняться в нескольких рекламных роликах, агитируя за амнистию, прокатиться туром по стране, лично убеждая граждан поддержать его инициативу.

Но ключевым фактором, сдвинувшим амнистию с мертвой точки стали местные олигархи, увидевшие шанс отбелить свои капиталы.Первыми на сторону Джоко Видодо стали Энтони Салим (IndofoodGroup) и Джеймс Рейди (LippoGroup), самые богатые бизнесмены страны. За ними подтянулись остальные, включая скандально известного сына бывшего президента Сухарто, Хутомо Мандала Путра, и политика-олигарха Абуризала Барки. По данным благотворительной организации Oxcham,1% населения Индонезии владеет более 50% национального богатства страны. Амнистия гарантировала криминальный иммунитет всем, кто принял в ней участие. Судя по общему количеству декларантов — 930 тыс. человек, свои доходы и имущество задекларировали в основном богатые индонезийцы. Кроме того, статистика показывает, что в период первой фазы амнистии, когда ставки “откупных” были самые низкие, наиболее активными участниками стали самые богатые бизнесмены Индонезии. Вторая фаза осталась за крупным и средним бизнесом (76% от всех задекларированных средств в это период).  В декабре 2016 г. индонезийское правительство триумфально заявило, что цель в $300 млрд достигнута. До конца амнистии оставалось еще целых четыре месяца.

Райские деньги

Тут уж скептики не стали себя сдерживать: основной целью всего мероприятия было вернуть в страну деньги из офшорных зарубежных счетов, а не узаконить сомнительные капиталы местной элиты. В Индонезию вернулось только 14% (S11,2 млрд) от запланированных в рамках программы амнистии. Этого слишком мало, чтобы считать кампанию полностью успешной, считают в World Bank, консультировавшем индонезийское правительство по процедуре налоговой амнистии.

Расширив базу налогообложения внутри страны, госбюджет получил всего $11 млрд дополнительных налоговых поступлений. Для Индонезии, как крупнейшей экономики региона, это не существенно. Соотношение собираемых налогов к ВВП осталось неизменным — на уровне 12%, в то время как норма этого макроэкономического показателя составляет от 25% до 50% в развитых странах.

Именно репатриация зарубежных активов должна была стать инвестиционной силой, способной стимулировать стабильный рост экономики. Но эти деньги так и не вернулись.

Вокруг Индонезии достаточно налоговых парадайсов, где и хранят свои средства компании и частные лица. Гонконг, Сингапур, Каймановы и Британские Виргинские острова, Австралия — туда традиционно многие годы стремились индонезийский деньги. По подсчетам MorganStanley, речь идет о $200 млрд выведенных из страны.

“Вернуть деньги из-за рубежа в короткий срок не так уж просто, — убеждает профессор экономики Университета Индонезии Ари Кункоро. — Средства вложены в акции, срочные депозиты, другие инвестиционные инструменты. Кто захочет терять дважды на штрафах. В основном декларировали зарубежную недвижимость, которую надо было еще и продать, чтоб вернуть деньги на родину”.

Все репатриированные деньги поступали в специальный фонд, управляемый предварительно отобранными 18 финансовыми институтами, 18 инвестиционными менеджерами и 19 брокерами. Принимались только деноминированные в индонезийские рупии фонды, а что номинировано в иностранной валюте, должно было быть продано и переведено в местную. Полученные средства оставались в спецфонде замороженными на три года. Условия, мягко говоря, не самые привлекательные.

Правительство Индонезии не впадает в отчаяние по этому поводу: не хотели возвращать деньги по-хорошему, — вернут по-плохому.

“Мы готовимся к масштабной юридической кампании против тех граждан, которые продолжают укрывать свои доходы и не захотели воспользоваться предоставленным им шансом жить честно”, — угрожает глава налоговой службы Хесту Йога Саксама. Попавшегося ждет штраф в размере 200% от незадекларированных средств плюс налог на прибыль с этой суммы и административная иликриминальная ответственность. Как только закончился срок амнистии, налоговая администрация приступила к масштабной внутренней реформе, цель которой автоматизировать всю систему учета и обучить чиновников вычислять неплательщиков.

Плюсы и минусы

Даже самые активные критики амнистии признают, что позитивных последствий все же больше, чем негативных. В основном амнистия сыграла на руку олигархату, но индонезийское национальное богатство ковалось в жестокие времена диктатора Сухарто, а его легализация выгодна экономике всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Так что цивилизованный мир в своей критике явного перекоса выгоды амнистии в сторону богатых, высказался так, как ему пристало высказаться. Но к осуждениям не прибегнул. Более того, в сентябре текущего года Индонезия присоединится к программе стандарта обменена данными Организации экономического развития и сотрудничества (OECD), в рамках которой банки из 101 страны мира напрямую будут отсылать информацию о счетах вкладчиков-нерезедентов налоговым органам их стран вне зависимости от того, посылался в банк запрос или нет. Так что возврат денег из-за границы не прекратится, а возможно, даже увеличится за счет жестких штрафов.

Большинство простых граждан не приняло участие в кампании, но, откровенно говоря, от них этого и не ожидали. Чтобы подать декларацию, индонезийцу необходимо было принести с собой 13 различных справок. Было открыто всего несколько дополнительных консультационных центров во всей стране, но они скорее служили удачным фоном президенту Видодо для фотоагитации. “Самое важное, что люди узнали, что налоги существуют и как важно платить налоги”, — подытожила министр финансов Шри Мульяни Индравати.

Индонезия готовится ввести систему социального страхования с индивидуальным социальным номером, как в США, а это куда более действенный механизм расширения базы налогоплательщиков.

Выиграла и экономика страны в целом. Индонезия от амнистии не получила достаточно живых денег, чтобы запустить крупные инфраструктурные проекты, которые наобещал в своих предвыборных речах будущий президент Видодо. Но иностранные инвесторы уже не полностью игнорируют Индонезию и все охотнее говорят о готовности вкладывать туда свои средства. Пока они ждут, что глобальные рейтинговые агентства пересмотрят кредитные рейтинги индонезийских гособязательств, которые пока находятся на уровне “мусорных”. Когда рейтинг будет повышен, только японские фонды выкупят $3-5 млрд индонезийских госбумаг за последующий год, подсчитало Goldman Sachs Group Inc.

Заразительный пример

Пример Индонезии оказался заразительным для стран, которые также хотят дать шанс своим гражданам. Правительство Филиппин и Пакистана объявили о подготовке к началу налоговой амнистии. В прошлом месяце Кения предложила своим компаниям до июня 2018 г. перевести в страну их зарубежные счета. В Уганде местным компаниям за возврат денег из-за рубежа предлагают трехлетний период налоговых каникул и листинг на местной бирже. В Турции рассматривается возможность продлить налоговую амнистию, запущенную после неудачной прошлогодней попытки военного переворота.

Украина немного запоздала с моментом для налоговой амнистии: ее бы ввести до начала электронного декларирования, — и легальных денег было бы больше, и местный бомонд чувствовал себя поспокойнее. Пока на всякий случай в Верховой Раде лежит зарегистрированный законопроект №4713 о внесении изменений к Налоговому кодексу (касательно налоговой амнистии и налогообложения неучтенного дохода). Может и он выстрелит в свое время.

Роман БРЫЛЬ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.