На ком лежит ответственность за растраченный потенциал? Какие шаги необходимо предпринять для запуска роста экономики?
Анализ ключевых факторов показывает, что рост стран “экономических тигров” стал возможен благодаря:
Приходу к власти авторитарного правителя, способного контролировать проведение реформ.
Вливания средств Англо-Саксонского мира.
Остановимся на втором пункте.
За 1965-1980 гг. номинальный ВВП Южной Кореи вырос в 22 раза! Несмотря на установление авторитарного режима, централизованная диктатура была поддержана Англо- Саксонским миром. Корея была важным геополитическим плацдармом в Азии и смогла доказать партнерам свою предсказуемость и надежность.
Экономика страны была буквально накачена “деньгами”. На протяжении 1960-1970 гг. официальная помощь в целях развития Южной Кореи составила в среднем 6% ВВП. Максимум был достигнут в 1961 г. — 10% ВВП ( 230 млн. долл. США.). Для сегодняшней Украины эта сумма была бы равносильна $9 млрд помощи (не кредитов) в год.
Внешняя помощь в целях развития Южной Кореи (доля в ВВП)
Средний показатель по Корее — 6% ВВП
Источник: World bank
При этом средства использовались эффективно. Львиная часть денег — около 30% — была инвестирована в высокотехнологичное оборудование и лицензии на приобретение технологий, в результате страна построила инновационную экономику и превратилась в мирового лидера в секторе HI—Tech.
Доля высокотехнологичного экспорта в общем экспорте товаров
Еще один “экономический тигр” — Сингапур. По итогам 2014 г. ВВП на душу населения Сингапура составил $ 56 287 долл., что позволило ему войти в ТОП-10 богатейших стран мира.
Драйвером роста экономики страны стал приток инвестиций. Доля валовых инвестиций в ВВП в пик экономического роста выросла с 22% до 45%. Для сравнения в Украине доля валовых инвестиций в ВВП в 2014 г. составила 14%.
Доля валовых инвестиций в ВВП Сингапура, %
Какие шаги предприняли данные страны, чтобы стать привлекательными для внешних доноров, и что необходимо сделать, чтобы инвестиционный ресурс пришел именно в Украину? Ответ очевиден — этими странами были созданы условия работы более комфортные и конкурентоспособные, чем в других странах.
Этот путь важен и для Украины, если мы хотим построить успешную экономику и создать высокое качество жизни наших граждан. В прошлой статье мы говорили о важности наличия стратегии, но какими должны быть шаги новой управленческой команды Украины для стимулирования экономического роста и быстрых побед?
Радикальная налоговая реформа, включающая упрощение администрирования, снижение ставок налогов для предприятий и работников, налоговые льготы для стратегических инвесторов, инновационных компаний и долгосрочных инфраструктурных проектов, льготы для предприятий, создающих новые рабочие места;
Судебная реформа, гарантия обеспечения права собственности и равенство всех перед законом.
Валютная либерализация, снятие ограничений на свободное передвижение капитала;
Государственные инвестиции в инфраструктуру, строительство дорог, обновление ж/д;
Снижение учетной ставки НБУ и процентных ставок по кредитам;
Создание льготных условий для стимулирования развития среднего и малого бизнеса.
Эти шаги может предпринять новая команда Кабмина при поддержке депутатов, если будет четкая стратегия и единение целью создания сильной экономики.
В результате принципиально изменится структура ВВП. Доля валовых инвестиций в ВВП страны возрастет в течение 2-3-х лет с нынешних 11-14% до 30%. Инвестиции в экономику мультипликативно приведут к росту ВВП, созданию новых рабочих мест, появлению новых отраслей. Акцент должен быть сделан на развитие сектора HI-TECH. Украинская экономика сможет быть трансформирована в инновационную.
Вопрос только в том, готова ли украинская элита к этим шагам? И кто станет новой Украинской элитой? Об этом читайте в следующей статье.
Анатолий АМЕЛИН