Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/dcdtrgfghhh290808.html?print

Военно-транспортный аргумент

Комментарии, №31, 29 августа 2008. Опубликовано 14:57 29 августа 2008 года
Решение России прекратить сотрудничество с НАТО в области военно-транспортной авиации может принести выгоды Украине.

На этой неделе постоянный представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин заявил, что Россия не будет сотрудничать с НАТО в области военно-транспортных авиационных перевозок, как это планировалось ранее. Замораживание проекта по использованию российской военно-транспортной авиации в интересах НАТО может неожиданно расширить рыночные перспективы украинских перевозчиков, например авиакомпании “Авиалинии Антонова”, входящей в состав АНТК им. Антонова

ПО СЛОВАМ Рогозина, Россия не будет заключать с НАТО соглашение об использовании российской военно-транспортной авиации в интересах альянса. Документ был практически готов к подписанию, но теперь НАТО отказано из-за гипотетической возможности отправить самолеты, наверное, в Грузию, чтобы доставлять так называемую “гуманитарную помощь”, которую сейчас доставляют американские военные суда.

Ранее по решению министра обороны РФ велась работа по подготовке проекта Рамочного соглашения между правительством РФ и НАТО в отношении использования воздушного транспорта ВС РФ в интересах НАТО. Подобное соглашение, меморандум о стратегических военно-транспортных авиаперевозках в интересах НАТО, несколькими годами ранее подписала с НАТО и Украина.

Правда, в тот же период “Авиалинии Антонова” выиграли тендер НАМСА (Агентство НАТО по материально-техническому обеспечению) и меморандум остался без практического наполнения, которое скорее происходило по линии СП “Руслан-САЛИС” в рамках программы НАТО SALIS (Strategic Airlift Interim Solution) в интересах 18 стран Альянса и ЕС. В конце 2005 года украинская и российская авиакомпании, “Авиалинии Антонова” и “Волга-Днепр” (ВД), учредили СП для выполнения контракта с НАМСА объемом 600 млн. евро до 2012 года. Участие российского перевозчика тогда аргументировалось одним из условий контракта: постоянное базирование двух самолетов Ан-124 “Руслан” в Лейпциге. Поскольку флот “Авиалиний Антонова” насчитывает только семь самолетов (у российского перевозчика — десять), то самостоятельное выполнение контракта привело бы к “провисанию” других направлений. По крайней мере, именно такая позиция — совместное освоение рынка — является официальным объяснением привлечения “Волги-Днепра” к натовскому контракту. В дальнейшем для завоевания рынка авиакомпании учредили еще одно СП, “Руслан интернешнл”, зарегистрировав его в Британии.

В настоящее время достигнуто соглашение о продолжении выполнения самолетами “Руслан” перевозок для НАТО в рамках программы НАТО — SALIS. Во время авиасалона в Фарнборо была достигнута договоренность о пролонгации на два года заключенного в конце 2005 года контракта. Его подписание планируется провести до ноября.

Кстати, если политическое противостояние по линии Россия — НАТО зайдет слишком далеко, то нельзя исключать, что “Авиалинии Антонова” смогут получить монопольное положение в транспортных перевозках Альянса. “Волга-Днепр”, конечно же, частная компания и самостоятельно хозяйствующий субъект, но как далеко зайдет желание руководства (или российских чиновников) “насолить” военному блоку, неизвестно.
До 2012 года — времени появления европейского военно-транспортного самолета А400М — кто-то должен перевозить военные грузы. Выбор эксплуатантов Ан-124 в качестве перевозчиков НАТО говорит о том, что самостоятельной возможности перевозить в нужных объемах грузы и технику у Альянса нет. “Разгрузить” партнеров НАТО по транспортным перевозкам должна была, вероятно, военно-транспортная авиация ВС РФ, в составе которой есть как Ил-76, так и Ан-124. Но подписание документа не состоялось. А обеспечение грузовых авиаперевозок — слабое место НАТО, и российское руководство может надавить на него сильнее, исключив из программы SALIS “Волгу-Днепр”. Авиакомпания, возможно, понесет значительные потери. Так, предыдущий контракт с НАТО принес российскому перевозчику, по оценкам независимых экспертов, не менее 50% общей суммы контракта. Справедливости ради стоит отметить, что в целом позиции компании на рынке грузовых перевозок достаточно прочные. Например, “Волга-Днепр” последние два года активно занята освоением перевозок контейнерных грузов самолетами Boeing 747 F.

Пострадает ли исключительно транспортное сотрудничество РФ и НАТО после “военно-транспортного” — этот вопрос остается открытым. Очевидно лишь, что дивиденды от такого противостояния могут получить “Авиалинии Антонова”, улучшив и без того оптимистичные показатели.

Наталья ПЕЧОРИНА