Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/iPhone_4_rossiyskiy_start.html?print

iPhone 4: российский старт

Slon.ru, 22 сентября 2010. Опубликовано 13:42 22 сентября 2010 года
Устройства Apple начинают конкурировать друг с другом.

Завтра стартуют официальные продажи iPhone 4 в России. Конечно, у нас будут проданы сотни тысяч iPhone 4, но успеха предшественников — моделей 3G и 3GS — ему не повторить.

Кстати, об успехах предшественников: нельзя забывать, что план по продажам 3G — суммарно операторы “большой тройки” обязались продавать 2 млн аппаратов в год — выполнен не был. Сейчас будет сложнее. Мода на iPhone — уже не та, что раньше. “Четверке” уже не стать символом прорыва и статуса, хотя бы потому, что внешне ее сложно отличить от “тройки”.

Массовым iPhone 4 не станет: на “белом рынке” аппарат стоит несусветных денег — свыше 30 000 рублей. С одной стороны, это лишь чуть дороже, чем сейчас просят за модификацию 3GS. Но с другой — на треть (!) больше, чем стоил новый 3G. Конечно, когда еще до начала официальных продаж “серые” iPhone 4 предлагали по ценам больше 35 000 руб, на них находились покупатели. Но это фанатский сектор, погоды на рынке он не сделает. Разумеется, у iPhone есть свои поклонники (в том числе и автор этих строк). Но даже в их лояльной среде у “четверки” есть серьезный конкурент — предыдущее поколение устройства.

iPhone 4, конечно, технически совершенней “троек” — большее разрешение экрана, расширенные возможности фото, возможность снимать HD-видео, увеличенная производительность процессора. Но у новинки нет ни одного решающего преимущества, из-за которого пользователям “айфонов” предыдущих модификаций стоило бы спешно и массово переходить на “четверку” (возможно, именно из-за отсутствия инноваций и был уволен топ-менеджер Apple Марк Пейпермастер).

Более того, у iPhone 4 есть серьезный косвенный конкурент, отсутствовавший у “троек”, — iPad. А через некоторое время к нему добавятся и другие планшеты. Конечно, планшет — устройство другого класса. Но для большинства пользователей наличие одновременно планшета и смартфона будет избыточным.

Кроме внутренней конкуренции, нехарактерной для “троек”, у iPhone 4 будет и несколько иная ситуация с внешними конкурентами. Помимо “старых добрых” соперников — смартфонов Nokia, Sony Ericsson, HTC и других, каждому из которых “четверка” проигрывает по цене на треть и более, — появился Blackberry Storm на платформе RIM. Платформа RIM в мире популярней, чем iOS, и дела у компании Blackberry идут весьма неплохо. Российские абоненты, правда, только начинают привыкать к этой марке. Основное ее преимущество — фирменная защита каналов передачи данных — интересует больше корпоративных заказчиков. А вот широкие возможности работы с почтой (российские операторы предлагают их по спецценам) и интернетом интересны и для массовых абонентов.

Storm в наших условиях вряд ли станет “убийцей iPhone”: марка — менее известная, раскрутка — менее активная, преимущества — менее известны массовому пользователю. Но какую-то часть требовательных пользователей от продукции Apple эта модель отвлечет. Не будем также забывать, что задерживается еще один из основных конкурентов — Nokia N8. Появление на рынке нового финского смартфона повлияет на динамику продаж iPhone 4 не только в России, но и в США. Там продукция Apple традиционно пользуется куда большим спросом, и четвертое поколение iPhone пока продается очень даже неплохо. Но даже на американском рынке при правильной маркетинговой поддержке Nokia способна повлиять на расклад сил. В России же, где у нее возможности розничной дистрибуции заметно лучше, чем у Apple, корректировок продаж не избежать.

Вряд ли на российском рынке, объем которого составляет пока порядка 30 миллионов трубок в год (в прошлом году было ввезено 27,4 миллиона аппаратов, в этом году ожидали десятипроцентного роста), будет продано более миллиона iPhone 4 за год. Но и это — хороший показатель.

Александр МАЛЯРЕВСКИЙ