Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/news/Na_polskom_zavode_Tariela_Vasadze_nazrevaet_skandal.html?print

На польском заводе Тариэла Васадзе назревает скандал

11:00 02 июля 2010 года

Корпорация “УкрАвто”, один из крупнейших субъектов автомобильного рынка Украины, по состоянию на конец 2009 года выполнила все инвестиционные обязательства, взятые при приобретении польского автозавода FSO (Fabrykа Samochodow Osobowych), однако с учетом значительного сокращения объемов производства из-за кризиса считает необходимым сокращение численности работников и уровня заработной платы. Об этом сообщил заместитель председателя правления “УкрАвто” по автопроизводству Олег Папашев, комментируя информацию газеты “Дело” об обвинениях профсоюзов FSO в несоблюдении собственником инвестобязательств, а также о намерении провести забастовку, передает “Интерфакс-Украина”.

По его словам, в разногласиях профсоюза и правления завода определяющим пунктом является трудовой коллективный договор, согласованный еще в 1996 году прежним руководством Daewoo и “доставшийся корпорации в наследство”.

“Кстати, обязательства по нему стали одной из причин, почему GM (General Motors) в свое время не захотел создавать в Польше СП, а согласился на сотрудничество в виде контрактной сборки”, — подчеркнул Папашев.

Он отметил, что, по данным назначенного правительством Польши официального аудитора — компании Big Four, обязательства по объемам производства автомобилей на период 2005-2009 гг. были перевыполнены на 15,7%. Кроме того, выполнены обязательства по сохранению объемов занятости до конца 2009 года.

В то же время, отметил Папашев, как и у большинства автомобильных производителей, на FSO с наступлением кризиса существенно сократились объемы производства, что вынудило правление начать работы по реструктуризации производства и уменьшению затрат, в том числе на содержание персонала и обслуживание коллективного договора.

“Главная цель правления — пересмотр коллдоговора, приведение его в соответствие с экономическими реалиями, создание условий производства, привлекательных для новых инвесторов. Этому противятся профсоюзы и, к сожалению, иногда прибегают к не совсем “спортивным” методам. Так обстоит дело и с информацией, озвученной ими в печати: она не соответствует действительности”, — отметил вице-президент корпорации.

По его словам, начиная с апреля текущего года, правление FSO провело более восьми встреч с представителями профсоюзов, на которых объясняло сложную ситуацию и вероятные выходы из нее, однако понимания со стороны профсоюзов не встретило.

“Разработанный план действий включает и мероприятия по снижению уровня зарплаты и расторжение коллективного трудового договора, что крайне необходимо для повышения инвестиционной привлекательности предприятия”, — сообщил Папашев.

Он пояснил, что предложение правления FCO предусматривало приостановку допвыплат на два года и уменьшение выходных пособий (а не отказ от них). При этом размеры и сроки снижения правление было готово обсуждать, но профсоюзы не пошли навстречу. В то же время предложения профсоюзов по сохранению условий труда, по оценке правления, не позволят получить экономию, необходимую для сохранения деятельности завода и достижения инвестпривлекательности.

“Правление FSO активно ведет поиск нового продукта и инвестора, ведет переговоры с рядом мировых производителей”, — пояснил замглавы правления корпорации “УкрАвто”.

По его словам, по итогам 2009 года чистый убыток FSO составил 189,5 млн злотых, поэтому улучшение финпоказателей, включая сокращение расходов производства, в т.ч. на персонал, с учетом сложной ситуации в мировом автопроме является неизбежным.

Газета “Дело” в четверг со ссылкой на председателя профсоюзного комитета польского предприятия Франтишека Петровского сообщила о намерении работников начать забастовку в случае, если не будут приняты выдвинутые ими правлению условия.

При этом, согласно информации Ф.Петровского, украинский инвестор не выполняет инвестобязательства по объемам производимой продукции, а также сохранению минимального трудоустройства на заводе.

По его словам, предложенная зарплата в четыре раза ниже средней по Варшаве (2,2 тыс. злотых при средней 5 тыс. злотых).

В то же время, по словам Папашева, некорректно сравнивать среднюю зарплату на FCO со средней в Варшаве, поскольку в столице она самая высокая в Польше за счет присутствия большинства штаб-квартир компаний финансового сектора и представительств иностранных компаний, заработные платы в которых всегда выше среднего уровня.

Согласно информации “Дела”, в 2009 году FSO выпустил 44 тыс. автомобилей (в 2008-м — 100 тыс.) а за пять месяцев текущего года — 12-14 тыс.

Как сообщалось, Запорожский автозавод, входящий в корпорацию “УкрАвто”, в 2005 году после выкупа долгов FSO перед банками и выкупа ранее принадлежавших польским властям около 20% акций завода получил управление оказавшимся на грани банкротства польским предприятием.

FCO, как и в свое время ЗАЗ, ранее контролировала обанкротившаяся южнокорейская Daewoo.

Затем “УкрАвто” договорилась с General Motors о начале производства на FSO автомобиля Chevrolet Aveo как более перспективного, чем выпускаемый ранее Lanos.

По информации СМИ, в 2008 году FSO, мощности которого позволяют ежегодно производить 225 тыс. машин, заняла 3-е место на польском рынке автопроизводителей с примерно 15%-ной долей.