Да, сейчас в городе существует система, когда люди бесплатно могут оставлять на месяц автомобиль возле своего дома. Но, во-первых, они занимают место потенциальных гостей других жителей дома, которые не могут подъехать. А, во-вторых, мы видели ситуации, когда в некоторых жилых комплексах банально скорая или пожарные не могут проехать из-за того, что автомобили запаркованы в два ряда. Это все нужно нормировать.
- А если придомовая территория принадлежит ОСМД? Членам ОСМД также нужно будет платить городу за парковку?
— Нет. Мы говорим о ситуации, когда придомовая территория не оформлена и не закреплена за жителями дома. Если это современный ЖК, для которого придомовая территория уже своя, или было создано ОСМД и оформлен земельный участок, то жители таких домов могут делать все что хотят, в рамках закона, конечно. Они могут построить там парковку и сделать ее абсолютно бесплатной для всех или бесплатной только для жителей дома, поставив шлагбаум. Или они вообще захотят засыпать асфальт землей и сделать красивый зеленый сквер перед домом, а парковаться в других местах.
- Но ведь платить за стоянку у дома людям, которые там живут, очевидно будет накладно. Будут ли для них какие-то льготы?
— Мы понимаем, что для жителей дома должны быть какие-то льготы и анализируем опыт стран Европы, которые к этому пришли 20-30 лет назад. Мы выберем лучшую модель для жителей, чтобы они имели возможность на льготных условиях парковаться вокруг своих домов.
Но в первую очередь такая система будет вводиться для центральных районов, где парковками во дворах пользуются работники соседних офисов, а не жители домов. Работники офисов запарковывают все дворы и сами жители домов очень часто жалуются. Ведь вместо того, чтобы иметь какую-то свободную территорию перед своим домом, где они могут погулять с детьми или просто посидеть на лавочке у подъезда, люди вынуждены вдыхать выхлопы автомобилей, которые целыми днями ездят у них во дворе. Или опять-таки, не дают возможности самим жителям дома припарковаться у себя во дворе.
- Как это будет выглядеть технически? Город просто придет во двор и скажет, что с завтрашнего дня парковка во дворе платная, или все-таки парковка должна быть оборудована: сделана разметка, установлены соответствующие знаки.
— У нас знаки в приоритете. Даже если есть разметка, но нет знаков, то платить за парковку на этом участке не нужно. Кроме того, если будет разметка и знак, то все такие паркоместа будут внесены в систему “Киев цифровой” (мобильное приложение для оплаты услуг парковки, — “Апостроф”) и можно будет увидеть, где парковка платная, а где нет.
В ближайшее время город представит систему абонементов и систему резидентской парковки, что позволит более удобно оплачивать парковку. Все деньги от парковки будут идти в городской бюджет, а 60% этих средств планируется направлять на развитие городского транспорта. Контроль за парковкой будут осуществлять исключительно муниципальные инспекторы по парковке, которые не будут собирать средства, а только проверять заплатил ли человек за услугу на платной площадке.
- Хватит ли инспекторов на многомилионный Киев? Ведь сейчас многие водители, оставляя свое авто на платном месте по факту не платят за него, так как знают, что инспекторов мало и вероятность штрафа невысокая.
— Мы проанализировали опыт американских и европейских городов, где подобные системы были внедрены 30-40 лет назад и определили, что для Киева достаточно будет около 300 инспекторов. И сейчас их количество как раз увеличивается. Сейчас проводится конкурс на добор инспекторов по парковке. Город готов им платить достойную зарплату: более 20 тысяч гривен. Это все делается для того, чтобы в городе был наведен порядок с парковками.
Если будет больше платных и дорогих мест в центре, значит меньше автомобилей будет заезжать в центр и будет комфортнее передвигаться дорогами города. Мы проанализировали европейские данные и все они сходятся на том, что если в городе парковка дешевая, то запаркованы все места в центре и около 30% трафика составляют автомобили, которые просто объезжают кварталы в поисках паркомест. То есть это трафик не тех людей, которые едут по делам из точки А в точку B, а просто кружат по центру. Поэтому во многих городах Европы и Америки пришли к тому, что принцип тарифа за парковку должен быть таким, чтобы всегда было свободно около 20% паркомест. В таком случае, автомобилю, который заезжает в центр города, не нужно крутиться в поисках места.
Желание города сделать платную парковку — долгосрочная перспектива, которая будет вводиться поэтапно с обсуждениями. Но это делается для того, чтобы всем жителям города было комфортно.
Артур ГОР