Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Пластиковая монополия

[12:16 28 августа 2008 года ] [ День, №152, 28 августа 2008 ]

Почему государство патронирует частную контору.

Сегодня никого уже не следует убеждать в преимуществе безналичных расчетов. Имея одну из известных в мире пластиковых карточек, выпускаемых также и многими украинскими банками, не надо стоять в очереди за зарплатой, стипендией или пенсией. А если вы выехали на отдых или для лечения за рубеж, то не нужно возить с собой излишек наличных. В любом банке или банкомате можно получить нужную сумму. Но до сих пор вы могли сами определять, какому из банков доверяете свои кровные. Теперь, похоже, эту “привилегию” отнимают.

Первыми попали под “раздачу” монопольных пластиковых карточек украинские студенты-бюджетники. Уже с 1 сентября им выдадут новые студенческие билеты, являющиеся одновременно еще и карточками для получения стипендий. Казалось бы, очень удобно. Не нужно носить с собой два документа: и студбилет, и платежная карточка выступают в одном лице, то есть карточку с фотографией можно показать охраннику при входе в вуз, а можно и вставить в банкомат.

Но проблема лишь в том, что нужных банкоматов в стране совсем немного. Частная структура “Национальная система массовых электронных платежей” (НСМЭП) действует уже несколько лет, однако не очень успешно пытается закрепиться на рынке пластиковых карточек. Первые пользователи студенческих карточек НСМЭП уже забросали ректораты и Министерство образования и науки требованиями отменить это новшество, поскольку для получения стипендии приходится заниматься поисками соответствующего банкомата (ведь другие, а также терминалы в магазинах, студенческие карточки не принимают).

Как ни странно, решение о внедрении студенческой карточки принималось без изучения предложений всех заинтересованных структур. Ну хоть для вида устроили бы тендер! Тем более, что студенческие карточки некоторые банки, наладив сотрудничество с вузами, начали выпускать еще в 2003 году. И молодежь уже оценила их преимущества. Многие, у кого имеется такая возможность, вообще превращают карточки в инструмент сбережения, демонстрируя доверие к банковской системе и имея возможность свободно тратить пусть и небольшие, но свои деньги. Теперь же за студентов будут решать исключительно чиновники. И не стыдно ли лоббистам НСМЭП, являющейся частной структурой, без особых усилий снимать сливки со студенческих копеек?

НСМЭП, как ни странно, изначально финансируется за государственный счет. Как отмечает в своем письме Ассоциация банков — членов международных платежных систем ЕМА, начиная с 1999 года ни разу не была обнародована информация о расходах НБУ на финансирование основных частей НСМЭП — расчетного, процессингового центров, разработку программного обеспечения и системы безопасности. Но широко известно, что эти слагаемые принадлежат ряду частных фирм, имеющих харьковскую прописку. В частности, речь может идти о фирме “Аргус” — эсклюзивном поставщике оборудования и программного обеспечения для НСМЭП.

Разобравшись со студентами-бюджетниками, азартные “картежники” принялись разрабатывать новые далеко идущие планы. По их мнению, “связи” с государством дают им право посадить на свою карточную “иглу” и всех остальных граждан страны, формирующих свои доходы с помощью бюджета. В первую очередь это будут, конечно же, пенсионеры, часто являющиеся одновременно и получателями льгот и субсидий. Шутка ли, теперь все они будут отражены на одной карточке. Какое удобство! Особенно для той же НСМЭП, садящейся благодаря этому на миллиардные бюджетные потоки.

Но если на эту “услугу” можно добровольно-принудительно “подписать” пенсионеров, то чем лучше медики, учителя, работники МВД и Вооруженных сил, центральный и региональный аппарат многочисленных наших министерств и ведомств?

Беда лишь в том, что подобные грандиозные планы, а вернее — скрывающиеся за ними корыстные замыслы, нетрудно разгадать. Такое фиаско случилось в 2006 году, когда в парламенте был бесславно провален соответствующий законопроект. Но если назойливую муху выгнать через дверь, она, как известно, влетает в окно. Эту же тактику избрали и функционеры НСМЭП. В июне они протолкнули приказ Минфина, определяющий новый порядок участия банков в конкурсе на право работы с бюджетниками. Одним из главных условий теперь стало членство банка-соискателя в НСМЭП.

Слов нет, это дело государства — определять субъектов, которых оно считает достойными оперировать бюджетными средствами. Однако тут на самом деле совершенно другая ситуация. Когда речь идет о пенсиях, зарплатах, каких-то льготах или материальной помощи, то разве это государственные деньги? Это уже собственность непосредственно того гражданина, которому эти гривни адресованы, поскольку именно он их заработал или же имеет законное право ими пользоваться. И только этот человек, а не чиновник, которого не без оснований можно заподозрить в коррупционных связях с лоббируемыми им структурами, может принимать решение о том, кому он доверяет выплачивать ему его деньги.

Кроме того, имеют немалые основания для опасений в связи с экспансией НСМЭП и банки. Ведь монополия, установленная этой структурой, лишит их клиентской базы. Высказываются мнения, что в результате отечественная банковская система будет не просто отброшена на много лет назад, но и поставлена на грань выживания. Об этом, в частности, говорится в открытом письме ассоциации “Украинский кредитно-банковский союз” премьер-министру Юлии Тимошенко. По мнению авторов, таким образом могут быть ликвидированы все результаты развития рынка платежных банковских инструментов.

Дело в том, что карточки НСМЭП несовместимы с международными стандартами и не могут приниматься как отечественными, так и зарубежными банками. Авторы письма настаивают на том, что государство не должно лоббировать нежизнеспособную систему. Они утверждают, что за восемь лет, минувших с момента возникновения НСМЭП, ей, несмотря даже на “зонтик” НБУ, не удалось обзавестись надежной сетью обслуживания и привлечь клиентов. Если в системе международных карточек в Украине работает более 20 тысяч банкоматов и почти 80 тысяч торговых терминалов, то карточки НСМЭП принимают лишь пару сотен банкоматов и не более тысячи терминалов. При этом банками страны выпущено более 50 миллионов международных карточек, и только два миллиона — карточек НСМЭП. Немаловажно, что подавляющее их большинство — это зарплатные карточки сотрудников НБУ и железнодорожников. Вопреки настояниям НБУ ни один крупный банк не стал членом этой системы. И это не упрямство, а обычный маркетинг. Чтобы принимать такие карточки, потребуется истратить, причем на устаревшие технологии, не один миллион долларов.

И тут нелишне поставить вопрос о том, кто конкретно заинтересован в переделе рынка банковских карточек в пользу монопольной структуры. В интернете можно обнаружить данные, что она “родственна” руководителю одного из департаментов НБУ. И это объясняет многое. В том числе и то, что к делу продвижения карточек НСМЭП подключены мощные государственные рычаги — аж до Минфина и Минтранссвязи.

Последнее ведомство действует, что называется, явочным порядком. Оно намерено предоставить НСМЭП-карточке эксклюзивное монопольное преимущество при покупке железнодорожных билетов. Сначала всю прелесть этого нововведения почувствуют льготники. Билеты им не продадут не только за наличные, но и при наличии любой международной платежной карты. Только НСМЭП! И это вовсе не журналистский домысел. 1 июля министр транспорта и связи Украины Иосиф Винский подписал соответствующие предложения Кабмину. Речь идет о проекте постановления правительства об автоматизации платежей на транспорте. В соответствии с ним льготники получат так называемую транспортную карту. Какую? Сегодня никто не сомневается в том, что в основе ее будет НСМЭП, поскольку в документе делается упор на стандарты, которым может соответствовать только эта система.

Тем более, что для НБУ, как представляется, главное — внедрить в сознание украинцев миф о том, что НСМЭП — само совершенство. Но даже на сайт этой системы попасть невозможно. Вам всякий раз будут сообщать о “технической ошибке”. Не является ли даже и это свидетельством технического уровня и уровня менеджмента?

И тут пора возвратиться к разговору о нашем чиновнике-лоббисте, почему-то всякий раз берущем под защиту что-то бесперспективное (типа заново изобретенного велосипеда) и плохо в рыночных условиях работающее. Зачем ему это нужно? Ведь куда проще и безопаснее (государство постоянно анонсирует свою беспощадную борьбу с коррупцией) поддерживать что-то передовое, совместимое с международными стандартами... Дело в том, что успешный, самодостаточный и амбициозный в планах своего развития бизнес, к тому же не посягающий на бюджетные средства, не станет делиться с таким чиновником доходами. Но тот, пока жив и сидит в своем мягком кресле, будет тратить деньги бюджета на бесполезные утопические проекты, подобные НСМЭП. Это грозит стране как минимум банковским кризисом, который может обернуться серьезными социальными проблемами.

Игорь ПОНОМАРЕВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.