Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Быстрое колесо ВТО

[14:11 30 января 2008 года ] [ День, №16, 30 января 2008 ]

Готов ли отечественный автопром к конкуренции?

Недавно Комиссар ЕС по вопросам торговли Питер Мендельсон сообщил, что Украина и ЕС нашли общий язык в вопросе экспортной пошлины. Учитывая то, что это было последнее препятствие на пути Украины в ВТО, наше государство может ожидать вознаграждение за все старания — вступление в заветную Всемирную организации торговли. Ожидания небезосновательны — в Центральном офисе ВТО считают, что Украина может быть принятой в ВТО в ходе заседания Генерального совета, который состоится 7—8 февраля в Женеве.

Но вместе с радостью приходят и рациональные сомнения. Не все сферы экономики подготовлены к изменениям. Одним из первых, несмотря на хорошие показатели, “засомневалось” в своих силах автомобилестроение.

Действительно, авторынок Украины постепенно становится конкурентоспособным. Однако, как убеждены представители отечественного автопрома, еще в недостаточной степени, чтобы конкурировать с европейскими производителями. В этом свете, вступление в ВТО может повредить отрасли, которая только начала набирать обороты. Все зависит как от подготовки автопрома к конкуренции с автопроизводителями, которые уже давно работают по требованиям ВТО, а также от того, какой будет государственная поддержка этой отрасли.

“2007 год был достаточно успешным, — рассказывает президент Ассоциации автопроизводителей Украины Михаил Резник. — Тенденция положительная, и она остается. Если в 2006 году рост производства был на уровне 36%, то в 2007 году составлял 39%”. Если же прослеживать общую динамику развития автомобилестроительной отрасли, то, как отмечает Резник, за последние семь лет показатели выросли в 13 раз. По его словам, в прошлом году изготовлено 402,8 тысячи автомобилей. “Это практически на сто тысяч больше, чем в 2006 году”, — рассказывает Резник и прибавляет, что в ВВП отрасль занимает 4%. Честно говоря, это не очень и много, но прогресс уже заметный.

Не в последнюю очередь этому посодействовали определенные сдвиги в инвестиционном климате страны. Около миллиарда гривен составили инвестиции в отрасль. “Это позволило нашим производителям продвинуться на определенные новые рубежи”, — отмечает Резник и проводит параллели: сегодня на тысячу жителей Украины приходится 145 автомобилей, в то время как в 1991 году — 41.

“Определенные изменения, безусловно, произошли не только благодаря автопроизводителям, но и благодаря государственной поддержке отрасли. Приятно отметить, что благодаря постановлениям Верховной Рады и Кабмина отрасль стала приоритетной в государстве, что и привело к ее бурному развитию”, — таковы итоги.

Однако и этого мало, чтобы быть конкурентоспособными с “вэтэовскими” автомобилями. Хотя украинский автопроизводитель, к сожалению, будет вступать в ВТО не с “пустыми руками”. Как отмечают руководители Ассоциации, с собой он захватит более слабое техническое обеспечение промышленности по сравнению с европейскими автопроизводителями, неразвитую инфраструктуру производства современных материалов и компонентов для производства автомобилей, высокую стоимость финансовых ресурсов и высокую налоговую нагрузку. Оглядываясь на такие перспективы, автопроизводители справедливо опасаются упадка отрасли сразу после вступления в ВТО.

Если в уже существующие договоренности о сотрудничестве с ВТО не будут внесены соответствующие изменения, призванные защитить отечественного производителя, то, по словам заместителя председателя правления УкрАВТО по вопросам производства автомобилей Олега Папашева, украинские автопроизводители много потеряют.

Поэтому от переговорной группы по вопросам вступления в ВТО представители отрасли ожидают обеспечения равных условий в сфере налогообложения, формирования прибыли, сведения “на ноль” бюрократического прессинга в деятельности предприятий и установление “действительно единого правового поля для всех игроков рынка как зарубежных, так и отечественных”.

Папашев уверен, что для защиты и поддержки отечественного производителя надо сделать не так уже и много: “При наполнении бюджета следует думать не о том, как ввести новые налоги и повысить существующие ставки и, таким образом, лишить кого-то воображаемых льгот, а о том, как работать в одном направлении — над увеличением базы налогообложения”.

Беспокоит предпринимателей и возможность резкого понижения таможенного сбора без учета переходного периода для налогообложения импорта готовых автомобилей. “Ставки таможенного сбора с момента вступления в ВТО с 25% могут быть снижены уже в 2008 году до 10%, в то время, как в России эта ставка в этом году не изменится, а в 2012 будет снижена до 22%, и только в 2015 — к 15%”, — подчеркнул Папашев. “Важно знать, когда именно будет введена новая норма, чтобы наш производитель имел определенное время на адаптацию, на изменение соглашений и контрактов с партнерами, на принятие новых годовых бюджетов. В прошлом году в Украину импортировали почти 180 тысяч новых автомобилей, из них приблизительно 140 тысяч — из России. Если мы перейдем на 10-процентную пошлину, то потеряем 15 процентов поступлений в бюджет, а это почти 200 миллионов долларов, и нужно думать, как возместить эти потери”, — отметил опытный автомобилестроитель.

Автопроизводители отмечают, что им нужно время для модернизации производства и перезаключения контрактов с подрядчиками и поставщиками. “Нам нужно время, чтобы собственные бизнес-процессы адаптировать к новым условиям. Например, у ЗАЗа сегодня 1200 партнеров. Со всеми подписаны годовые соглашения, а с учетом того, что многие партнеры находятся за океаном, то нам нужно во всяком случае девять месяцев” — рассказывает Папашев.

Заместитель председателя правления УкрАВТО выразил надежду, что “государство и правительство обеспечат подготовку всех шагов, которые будут адаптировать наше законодательство к ВТО не только в отношении перемещения товара, но и в сфере производства”.

“Мы ожидаем достижения равенства возможностей производства товара, ведения бизнеса. В частности, если мы говорим об едином правовом поле на всех континентах, то мне, как бизнесмену, должно быть все равно, в какой стране я возьму кредит. Но пока что положение вещей таково, что самый дорогой кредит я получу на украинском финансовом рынке”, — говорит Папашев. “Все пользуются кредитными ресурсами, а кредитные ресурсы в Украине по меньшей мере в два раза дороже, чем европейские”, — прибавляет он.

“Больше всего в этом процессе нас пугает неопределенность. Неизвестны ни сроки ратификации соглашения вступления в ВТО, ни наличие переходного периода, ни новая ставка ввозной пошлины во время ввоза иномарок и машинокомплектов”, — отмечает Папашев.

В отличие от Резника, который видит позитивные сдвиги в инвестиционном климате Украины, Папашев ситуацию с инвестициями описывает в мрачных тонах. “Всем известно, что Украина является инвестиционно непривлекательной страной и примером этого служит автомобилестроение. Если взять Европу и Россию, то сколько уже из-за нас переступило автомобильных гигантов и создали свои производства в России. Почему? Неприемлемые инвестиционные условия. Все эти факторы наряду со снижением тарифов, повышают себестоимость автомобилей отечественного производства на 16%— 21%, что может привести к стагнации отрасли”. Это, в свою очередь, по его словам, может стать причиной увольнения работников, безработицы, потерь государственного и местного бюджетов. “Например, на Запорожском автомобилестроительном заводе работает больше 16 тысяч человек, тогда как это предприятие является крупнейшим отечественным налогоплательщиком региона”, — отмечает бывший руководитель АвтоЗАЗа.

Но многие считают, что именно ВТО может стать тем катализатором, который позволит украинскому автомобилестроению выйти на новые рубежи развития. “Выход Украины в единое поле бизнеса позволит автопрому инициировать большую работу”, — говорит Папашев. Таким образом, вступление в ВТО будет иметь значительные плюсы. Но, чтобы создать равные условия, следует “освежить” налоговое законодательство, снизить налогообложение производителей по сравнению с их конкурентами в развитых странах ЕС. А ВТО посодействует созданию лучших условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе стабильности развития торговых отношений с большинством стран мира. Было бы желание и умение...

Мария СЕМЕНЧЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.