Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Пираты... и большая политика

[09:29 07 октября 2008 года ] [ День, №179, 7 октября 2008 ]

Безопасность на море требует международных усилий.

Мир сотрясает финансовый кризис, на биржах от Токио до Нью-Йорка регистрируется невиданное уже много лет падение акций, на спасение банков американские власти бросают 700 млрд. долларов, а российские — триллионы рублей. И только Украину все это интересует в самую последнюю очередь. Оно в какой-то мере понятно. Бедному терять нечего. У нас совсем другие заботы: возможные досрочные выборы в парламент и захват корабля “Фаина” с танками, установками “Град” и другим вооружением на борту.

За завесой секретности

Надо сразу отметить, что пиратство в наше время — довольно распространенное явление. Это только несведущим кажется, что пираты остались на страницах романов Рафаэля Сабатини, Вальтер Скотта или Фенимира Купера. На самом деле этим выгодным промыслом занимались всегда, с большим или меньшим успехом. Во второй половине прошлого века тысячи вооруженных флибустьерских судов промышляли в тропических водах Тихого океана. Предводительница этого воинства легендарная мадам Вонг стала одним из действующих лиц советского боевика “Пираты ХХ века”. В конце прошлого — начале нынешнего столетия редкий корабль мог свободно пройти через самый длинный на планете Малаккский пролив, отделяющий Малайзию от Индонезии без встречи с пиратами.

В последнее время на первое место по количеству нападений на торговые корабли вышли сомалийские пираты. Большинство экспертов связывают это с продолжающейся уже многие годы гражданской войной и фактическим распадом государства. Сначала рыбаки объединились для вооруженной защиты мест ловли тунца от заезжих траулеров, а затем нашли более прибыльное занятие — грабеж судов в основном в Аденском заливе. Когда к власти в стране пришел Союз исламских судов, морской разбой прекратился, но когда исламистов разбили эфиопские войска, пиратство возобновилось. Молодежное крыло исламистов “Аль-Шабааб” тоже подключилось к вооруженному промыслу на море. Только они ищут на море израильтян, американцев и других представителей западного мира. Так обычная уголовщина международного масштаба сомкнулась с политикой.

Обычно переговоры по освобождению судна и экипажа проходят в обстановке строжайшей секретности. В них участвует владелец захваченного корабля. Ему огласка совершенно ни к чему, в первую очередь потому, что не хочет оглашать сумму выкупа. Крюинговым компаниям, набирающим экипажи на корабли, тем более следует держаться подальше от СМИ. Не очень разговорчивы и освобожденные моряки. Их тоже можно понять. Им еще ходить и ходить по морям, и нет гарантии, что они снова не попадут к пиратам. Есть в тонком деле освобождения моряков одна сверхсекретная ниша — деятельность посредников. Они чаще всего ведут переговоры непосредственно с пиратами и, что самое главное, доставляют им деньги. Известны, по крайней мере, две фирмы в Лондоне, которые специализируются на такой работе. Возглавляют их бывшие сотрудники британских спецслужб, хотя бывших разведчиков и контрразведчиков не бывает. Посредники никуда не спешат и им меньше всех нужна огласка. И именно от них приходят успокоительные сообщения, что с экипажами все нормально, у них все есть. Обычно потом оказывается, что на самом деле не все так было хорошо. Есть сообщения, что переговоры насчет освобождения “Фаины” идут без посредников. Возможно, что и так, хотя не очень верится. Как деньги передадут, если договорятся? Как писали иностранные газеты, деньги за освобождение малайзийского танкера доставил корабль ВМС Малайзии. У Украины в регионе своих военных кораблей нет, так что без чужой помощи не обойтись...

Вопросы без ответов

На “Фаине” был специфический груз, и о нем не стоило особенно распространяться. Обычная в таких случаях практика. Понятно, что и маршрут прокладывался с учетом опасности захвата в водах Аденского залива и выбирался подальше от традиционных морских путей.

Тем не менее, некоторые странности объяснить сложно, так как они имеют явно не морское происхождение. Корабль был захвачен в точке с координатами 20°01 сев. широты и 50°04 вост. долготы. Это в 220 милях (около 400 км) от побережья Сомали в Индийском океане, а не в Аденском заливе, где обычно происходят пиратские нападения. Суда проходят здесь редко и пиратам искать в районе особо нечего. Возникает подозрение, что “Фаину” ждали, значит, ее курс и время прохода было известно захватчикам. Откуда? Либо из Киева, либо из Найроби. Оставим выяснение правдоподобности второго варианта кенийским властям. Утечку информации о корабле из нашей столицы исключать нельзя. Более того, легко предположить, что за ней стояли не столько коммерческие, сколько политические мотивы. Уж очень подозрительно пасьянс складывается.

Во-первых, захват корабля с особым грузом. Сам по себе случай достаточно редкий. Во-вторых, странные разговоры о месте назначения груза: не Кения, а южный Судан, куда поставки оружия формально не запрещены, но США добиваются введения эмбарго. И хотя в двух столицах эту информацию опровергли, она продолжает гулять по страницам газет. Явно не случайно. Причем как американских, так и российских. Удивительная согласованность. К тому же весьма редкая. В-третьих, из Москвы пришла новая волна в отношении средств ПВО, поставленных от нас в Грузию. Обвинения в участии наших военных в конфликте. Они уже звучали в августе, но теперь их возобновили. Не случайно. С одной стороны, надо как-то объяснить совершенно бездарные действия командования российскими ВВС, которые привели к весьма большим потерям в пятидневной войне. Почти по два самолета в день. Или пилоты не годные, или противник оказался не опереточным. Первое невозможно по определению российской пропаганды, ведь победили. Второе тоже признать нельзя, следовательно, не грузинские военные стреляли по российским самолетам. А кто? Не американцы и израильтяне. Они советским оружием так хорошо не владеют, ближе всех Украина. Так проще своим объяснить... Но это все было в августе и волна как-то сошла. Теперь ее снова подняли, и премьер Путин как девочку отчитывает нашего главу правительства. И не просто наставляет, а угрожает. И все это на всех экранах и газетах. Не только на своих зрителей и читателей это рассчитано, а и на нас, в первую очередь. Тут и парламентская комиссия что-то выясняет по торговле оружием. Все сошлось на отрезке в 10—15 дней. В нужное кому-то время. В нестабильной политической обстановке в Украине, в случае роспуска парламента единственной легитимной ветвью власти остается на некоторое время президент. Оружейный скандал, проблемы с освобождением моряков — все это для некоторых политиков как внутри страны, так и за ее пределами очень кстати. Мы уже это проходили в прошлом, когда пытались найти украинские “Кольчуги” в Ираке. Ищут до сих пор...

Следующая серия странностей с “Фаиной” — организация ее защиты. Нежелательно попадание к пиратам корабля с любым грузом, но с таким, какой был на “Фаине” — в квадрате. Так неужели так сложно было дать на корабль небольшую вооруженную группу спецназа. Как говорит каракалпакская пословица, вооруженному враг не встречается. От пиратов некоторые экипажи отбивались пеной из пожарных брандспойтов и звуковыми пушками. Достаточно было нескольких пулеметных очередей с американского корабля, чтобы отпадала охота у джентльменов удачи идти на абордаж. Десять вооруженных соответствующим образом человек вполне могли обеспечить безопасность судна, экипажа и груза. Не хочется думать, что “Фаину” оставили беззащитной специально, хотя в свете последних событий нельзя ничего исключать. А если это недомыслие, то следует подумать об организационных выводах и кадровых решениях.

Международные усилия

Пиратство в водах Сомали приняло такие размеры, что предпринимаются усилия некоторых государств по борьбе с этим опасным явлением. В настоящее время в регионе действуют силы коалиции Coalition Task Force 150. Главная задача их — борьба с терроризмом, но фактически у них задача деблокады Ормузского пролива, если Иран попытается это сделать. Перекрытие Ормузского пролива для мировой экономики страшнее и несравнимо болезненнее, нежели перекрытие Суэцкого канала. Около 40% всей потребляемой миром нефти идет через Ормузский пролив, тогда как Суэцкий канал — это все-таки главным образом гигантские грузопотоки готовой продукции дешевого китайского и индийского производства из Азии в Европу и США. В силу этого переориентировать силы коалиции на борьбу с сомалийским пиратством очень сложно и рассчитывать на них в борьбе с пиратами вряд ли возможно.

Некоторые суда, по Программе продовольственной гуманитарной помощи Сомали, реализуемой ООН, сопровождаются охраной. Но борьба с пиратством не является ее задачей.

Ряд государств начинают действовать самостоятельно. Малайзия направила в регион три корабля своих ВМС с исключительной целью обеспечить безопасный проход судов отечественных судовладельцев. Ибо малайзийская компания MISC, два танкера которой находятся в настоящее время в сомалийском плену, а на океанский контейнеровоз с несколькими тысячами контейнеров на борту (груз стоимостью сотни миллионов долларов) недавно было совершено нападение, является одним из крупнейших судовладельцев в мире. Компания имеет большое значение для экономики всей страны.

Недавно Евросоюз принял решение создать командный центр по борьбе с сомалийским пиратством в Брюсселе и, возможно, послать в Аденский залив многонациональное соединение кораблей именно и только для борьбы с пиратством, угрожающим экономике ЕС. Если контейнеровозы, танкеры и сухогрузы пойдут в обход Суэцкого канала, это нанесет тяжелейший удар как по экономике стран Старого Света, так и по рядовым гражданам Европы.

Россия также направила в Аденский залив сторожевой корабль “Неустрашимый” для защиты своих торговых судов. Звучит обнадеживающе, но в реальности это пустые декларации. Судов с российским флагом, российским судовладельцем, российским экипажем вообще мало, а в регионе очень большая редкость. Большинство кораблей ходят под флагами стран типа Панамы, Либерии или Белиза и имеют интернациональный экипаж. За исключением таких стран, как Малайзия, вокруг Сомали нет судоходства, требующего национальной защиты. Охранять надо либо всех, либо никого. И такие примеры уже есть. Размах пиратства в Малаккском проливе вынудил три страны: Малайзию, Индонезию и Сингапур предпринять усилия по защите международного судоходства. Помимо патрулирования и сопровождения судов, на их борту находились вооруженные полицейские, в частности, из Сингапура. Несколько попыток захвата судов были отбиты, по пиратским базам были нанесены удары, после чего количество захватов судов в 2006 г. уменьшилось в разы, а в 2007 г. практически прекратилось.

Несогласованность международных усилий дает возможность бесчинствовать пиратам. Хотя при наличии воли с ними можно было покончить достаточно быстро. Но возникает ряд политических и правовых проблем. Необходима достаточно полная резолюция ООН, которая определила правовой статус многонациональных сил. Уже на этой стадии возникают проблемы, так как маловероятно, что Россия согласится на роль простого участника такого соединения. Для Москвы гораздо важнее присутствие в регионе хотя бы одним кораблем, хотя и он требует сопровождения, а не участие в борьбе с пиратами. А ведь именно несогласованность действий международного сообщества, отсутствие правовых механизмов и делает экипажи заложниками темных сделок пиратов с владельцами судов и посредниками. Не каждая страна, как Франция, имеет возможность направить для освобождения захваченного пиратами в апреле круизного судна “Ле Понан”. Для освобождения членов экипажа Париж направил бойцов элитного контртеррористического подразделения GIGN. Все заложники, находившиеся на борту судна, были освобождены.

Мировое сообщество и в первую очередь большие державы должны срочно выработать конкретные меры по борьбе с пиратством. Как сказал герой романа Вальтера Скотта “Пират”, “pro bono publico” — ради общего блага.

Юрий РАЙХЕЛЬ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.