Rambler's Top100
АНАЛИТИКА

Гонки за корветом

[08:35 16 декабря 2009 года ][Михаил ПЕРОВ]

Несмотря на претензии конкурентов, Черноморский судостроительный завод уверен в своей честной победе в конкурсе на постройку новейшего украинского корвета и готов приступить к реализации проекта.

3 декабря Минобороны наконец-то определило исполнителя государственной программы “Украинский корвет”. Судьба базового корабля Военно-морского флота (ВМФ) Украины теперь в руках Государственной акционерной холдинговой компании (ГАХК) “Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ) — предприятия, на котором были построены все авианесущие корабли ВМФ СССР.

Официально проект создания корвета стартовал более четырех лет назад, после публикации соответствующего распоряжения Кабинета министров Украины от 9 августа 2005 года. По первоначальному плану, головной корабль серии предполагалось заложить в 2009 году с тем, чтобы до конца 2010 года сдать его заказчику. Выполнение плана несколько затянулось, но, нужно отдать должное нашим чиновникам, программа не была похоронена в их кабинетах. За эти годы на рассмотрение министерства были представлены 8 вариантов корвета с различными вариантами корпуса, техники, вооружения.

Постепенно обнародовались подробности будущего заказа. Так, корабль водоизмещением 2,5 тыс. тонн должен стать, словами проектантов, “корветом с чертами фрегата”, вооружение для него поставят страны Европы, а по размерам и основным показателям автономности, дальности плавания, возможностям противовоздушной обороны отечественный корабль превзойдет своего “старшего брата” — построенный два года назад в России корвет “Стерегущий”.

И только в ноябре 2009 году был утвержден окончательный проект судна и объявлен тендер на его постройку.

Перетягивание каната

“Мы уверены, что сделали правильный выбор”, — заявил на состоявшейся 15 декабря совместной пресс-конференции конструктора, заказчика и исполнителей проекта “Украинский корвет” директор Департамента разработки и закупок вооружения и военной техники МОУ Владимир Грек. Он выразил надежду уже в этом году подписать контракт, затем получить из госбюджета на 2010 год необходимое финансирование и в самое ближайшее время начать работы по постройке корабля. Но его планы могут оказаться под угрозой: выбор министерства не одобрили другие участники конкурса — керченский завод “Залив” и столичная “Ленинская Кузница”.

“Нам совершенно непонятно, как ЧСЗ, предложение которого было на момент оглашения последним по привлекательности, после изучения оказалось первым”, — возмущается председатель правления “Ленинской кузницы” Владимир Шандра. “Руководство “Залива” считает принятое решение необъективным, идущим в разрез интересам государства и его безопасности и рассматривает вопрос об его оспаривании в судебном порядке”, — сообщает пресс-служба керченского судостроительного завода, отмечая, что предложение “Залива” было лучшим по ценовому аспекту.

ЧСЗ, как победителю, вменяют в вину тот факт, что его финансирует компания с российскими корнями (“Смарт-Холдинг”, в состав которого входит ЧСЗ, принадлежит россиянину Вадиму Новинскому). А губернатор Николаевской области Алексей Гаркуша считает, что боевой корабль по государственному заказу логично было бы строить на государственном предприятии “Судостроительный завод им. 61 коммунара”, также подавшем заявку на участие в тендере.

Между тем, из всех претендентов только ЧСЗ прошел по всем девятнадцати критериям оценки Минобороны.

Среди плюсов победителя — входящий в состав ЧСЗ уникальный “Проектно-конструкторский центр” со штатом более ста инженеров-проектировщиков, который был субподрядчиком николаевского казенного предприятия “Исследовательско-проектный центр кораблестроения” в проектировании корвета. Расположение разработчика и исполнителя проекта в одном городе, по мнению Грека, также позволит оборонному ведомству сэкономить средства на транспортировке, командировках, других расходах, влияющих на стоимость проекта.

Кроме того, “это город, в котором есть такие мощные и важные подрядчики, как “Заря-Машпроект” — предприятие, которое изготавливает энергетические установки”, — добавляет генеральный директор ГАХК “ЧСЗ” Дмитрий Мордовенко. Собственно, директор “Исследовательско-проектного центра кораблестроения” Евгений Борисов объявил Николаев приоритетным городом для постройки корвета еще два года назад, когда в Николаеве на специальном заседании СНБО рассматривались эскизные проекты корабля.

Далее, кроме госпредприятия “Имени 61 коммунара”, из всех претендентов только ЧСЗ был создан именно для оборонных нужд и занимался строительством военного флота вплоть до распада СССР. В ХХ веке с его стапелей вышли 258 боевых кораблей и судов обеспечения ВМФ. Но техническое состояние Завода имени 61 коммунара сегодня не позволяет строить современные корабли.

Важным фактором, по словам Борисова, стало и наличие в составе предприятия эллинга — крытого производственного помещения, позволяющего продолжать работы вне зависимости от погодных условий, а также соблюдать необходимую секретность. Из всех конкурсантов только ЧСЗ обладает таким преимуществом.

Наконец, “Смарт-холдинг” готов оплачивать работу над проектом в случае задержки государственного финансирования в течение шести месяцев.

“Нас больше беспокоил не выбор финансовой группы, которая стоит за каждым из предприятий, а мы выбирали предприятие, способное по тем требованиям, которые мы имеем к строительству современных кораблей и требованию наших поставщиков вооружения, обеспечить теоретические и возможные условия для строительства корабля”, — объяснил решение министерства Грек. И добавил, что все работники предприятия — граждане Украины и жители Николаева.

Победителей не судят

“Вы просто не представляете, какой сейчас подъем существует на заводе, — радуется Дмитрий Мордовенко. — Это завод, на котором работают династии. Династии людей, которые из поколения в поколение строили военные корабли, и которые не имели возможность делать это последние два десятилетия. Разговоры о том что этот завод, возможно, будет строить военные корабли опять — это то, что позволяло людям с энтузиазмом приходить на работу”.

При строительстве корвета будут задействованы десятки отечественных предприятий из сфер металлургии, машиностроения, электронного приборостроения. “Одно рабочее место в судостроении создает еще четыре-пять мест в сопутствующих отраслях, и корабелы в своей продукции как бы аккумулируют достижения различных отраслей”, — напоминает генеральный директор “Смарт-холдинга” Алексей Пертин.

Часть “начинки” корветов будет изготовлена внутри страны. По словам Борисова, это разрабатываемые уже сегодня отечественными предприятиями совершенно новые комплексы связи, радиолокационная станция, комплексы гидроакустики, комбинированная дизель-газотурбинная установка, холодильные машины. В частности, над проектом комплексной системы управления техническими средствами корабля работают специалисты симферопольского завода “Фиолент”.

Конечно, не все получится сделать собственными силами. Так, в Украине вообще не производится боевая техника для кораблей. Поэтому для реализации проекта создана широкая международная кооперация — новейшее вооружение поставят компании из Италии, Франции, Германии, Дании, с которыми уже существуют предварительные договоренности заказчика. В результате по своим техническим характеристикам и боевой эффективности украинский корвет должен превзойти все известные отечественным конструкторам аналоги. “Это последний шанс нашего оборонно-промышленного комплекса. Либо мы на этом проекте принимаемся и работаем дальше, либо в случае его остановки по разным причинам еще раз создать эту кооперацию, снова сделать то, что уже сделано, будет невозможно”, — категоричен Борисов.

В рамках программы до 2026 года должна быть построена серия из десяти кораблей, в том числе четыре корабля — до 2017 года. А головной корабль нужно сдать уже в 2012 году. Сроки вполне реальные, считают на ЧСЗ. На заводе действует технология поточно-позиционного производства, позволяющая одновременно строить несколько судов — что-то вроде конвейера в автомобилестроении, приводит пример Мордовенко. Руководитель ЧСЗ уверен, что трудовой коллектив предприятия осознает ту ответственность, которая на него ложится: “И естественно, мы сделаем все для того чтобы этот проект важный для всей нашей страны — а это лицо страны во многом — был сделан вовремя и качественно, чтобы у нас появился очередной повод гордиться нашей Родиной”.

На фото — эскиз корвета проекта Gowind (Франция).

 


 

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
 

Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.

Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:


Гонки за корветом

Несмотря на претензии конкурентов, Черноморский судостроительный завод уверен в своей честной победе в конкурсе на постройку новейшего украинского корвета и готов приступить к реализации проекта.

http://ukrrudprom.ua/analytics/Gonki_za_korvetom.html

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

АНАЛИТИКА
НОВОСТИ
ДАЙДЖЕСТ
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.