Rambler's Top100
АНАЛИТИКА

По теневому пути

[17:15 02 марта 2012 года ][Елена ГЕРАСИМОВА]

Закон об акционировании “Укрзализныци” является не более чем дымовой завесой для приватизации имущества железнодорожного комплекса по отработанным схемам.

23 февраля Верховная Рада приняла в целом Закон “Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования”, предполагающий создание на базе Государственной администрации железнодорожного транспорта “Укрзализныця” публичного акционерного общества (ПАО), в котором государству будут принадлежать 100% уставного фонда. Теперь закон передан на подпись президенту Виктора Януковичу.

Порядок корпоратизации

Закон прежде всего определяет состав будущего ПАО. В него предполагается включить предприятия, учреждения и организации железнодорожного транспорта общего пользования. Кроме того, в уставный фонд общества будут внесены принадлежащие государству акции, доли и паи в компаниях, созданных при участии предприятий железнодорожного транспорта. Учредителем новой компании станет правительство, а полномочия единственного акционера будут переданы Министерству инфраструктуры.

Наряду с этим документ устанавливает порядок формирования ПАО. В течение месяца после принятия решения о его создании правительство должно утвердить персональный состав комиссии, которая займется организацией общества. В нее будут введены представители Мининфраструктуры, самой “Укрзализныци”, Фонда госимущества, Минэкономразвития и торговли, а также отраслевых профсоюзов.

На протяжении последующих четырех месяцев комиссия должна будет подготовить и передать правительству сводный акт приема-передачи и сводный акт оценки имущественного комплекса железнодорожного транспорта, который подлежит акционированию. Еще в течение месяца Кабмин должен рассмотреть и утвердить оба акта, план размещения акций и устав ПАО, а также персональный состав органов управления общества. И наконец, на протяжении недели после этого лицо, уполномоченное правительством, должно будет подать в органы, осуществляющие государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, устав и решение об учреждении предприятия.

Таким образом, непосредственно акционирование займет чуть более полугода. И если законопроект вступит в силу в ближайшее время, оно завершится уже к началу осени. “Трансформация компании в акционерное общество, принадлежащее государству, предусмотрена стратегией реформирования “Укрзализныци”, которая была принята еще в 2006 году, — подчеркнул после принятия законопроекта гендиректор “Укрзализныци” Владимир Козак. — Это соответствует канонам международной практики, а также требованиям, предъявляемым к Украине со стороны международных организаций и Евроcоюза”. По словам Козака, благодаря реформе железнодорожного транспорта и акционированию “Укрзализныци” ее структура станет прозрачной, а функционирование — намного более эффективным, чему будет способствовать, в частности, приток частного капитала.

Закулисье дерибана

Согласно законопроекту, формирование ПАО будет происходить путем образования вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) в соответствии с видами деятельности, ныне осуществляемыми “Укрзализныцей”. В структуре будущего общества будут выделены ВИНК, которые специализируются на грузовых перевозках, пассажирских перевозках во внутреннем и международном сообщении, пассажирских перевозках в пригородном и региональном сообщении. Также будут созданы отдельные ВИНК по предоставлению вспомогательных услуг: содержанию и эксплуатации инфраструктуры, строительству и ремонту ее объектов, ремонту подвижного состава, проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, содержанию социальной сферы и другие. Теоретически, наряду с акционированием в соотвествии с требованиями закона, должна состояться полная реорганизация “Укрзализныци”.

При этом закон запрещает отчуждение в какой бы то ни было форме акций будущего ПАО. В соответствии с ним также не подлежат отчуждению магистральные железнодорожные линии общего пользования и размещенные на них технологические сооружения, передаточные устройства, используемые для обеспечения перевозок, объекты и имущество, предназначенные для выполнения аварийно-восстановительных работ.

Однако наряду с этим документ предусматривает внесение изменений в Закон Украины “О списке объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации”. Речь идет об исключении из этого списка 29 объектов, в число которых входят все шесть железных дорог, ныне являющихся уставными территориально-отраслевыми объединениями, непосредственно осуществляющими перевозки (Донецкая, Львовская, Одесская, Приднепровская, Южная и Юго-Западная), а также два вагонно-эксплуатационных предприятия, шесть вагоноремонтных предприятий, четыре вспомогательных предприятия, три сервисных компании, восемь научно-исследовательских, конструкторских и проектных институтов.

Именно поэтому эксперты уверены, что вопреки формальному запрету фактически закон направлен на приватизацию. “Прежде всего речь идет о выведении грузовых перевозок в отдельное подразделение и последующей их продаже, для чего документ создает все возможности, — прогнозирует управляющий партнер АК Kreston GCG Сергей Атамась. — Ведь, поскольку на долю грузоперевозок приходится около 76% общей суммы доходов “Укрзализныци”, что в среднем составляет 28 млрд. гривен в год без НДС, это наиболее прибыльная часть ее деятельности. И желающих ее приобрести будет более чем достаточно”.

В свою очередь старший аналитик инвесткомпании “Арт Капитал” Алексей Андрейченко отмечает, что спросом будут пользоваться и все остальные более-менее эффективно работающие сегменты компании. “На любую относительно прибыльную и достаточно прозрачную часть компании сразу же найдутся покупатели, которые будут готовы вкладывать огромные деньги, — подчеркивает он. — Ведь “Укрзализныця” является крупнейшей железнодорожной компанией в Европе с годовой выручкой на уровне 5 млрд. долларов”. Эксперт предполагает, что за акционированием компании через три-пять лет последует ее приватизация.

А первый замглавы Специальной контрольной комиссии парламента по вопросам приватизации Александр Бондарь уверен, что все произойдет гораздо быстрее и, так сказать, проще. “По большому счету, этот законопроект является просто дымовой завесой для выведения 29 предприятий “Укрзализныци” из перечня объектов, не подлежащих приватизации. То есть суть документа заключается не в его многочисленных нормах, а в списке, который открывает двери к продаже всех этих объектов”, — полагает эксперт.

Бондарь уверен, что приватизация не будет прозрачной. “Дело в том, что исключение объектов из числа не подлежащих приватизации также означает и снятие всех запретов на какие-либо операции с ними — слияние, реорганизацию, ликвидацию, банкротство и прочее. А значит — имущество “Укрзализныци” будет распродано по теневым схемам, которые складывались и отрабатывались годами, и на данный момент действуют безотказно”. Иначе говоря, вероятность распродажи имущества “Укрзализныци” еще до завершения ее акционирования и реорганизации весьма велика.

 

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
 

Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.

Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:


По теневому пути

Закон об акционировании “Укрзализныци” является не более чем дымовой завесой для приватизации имущества железнодорожного комплекса по отработанным схемам.

http://ukrrudprom.ua/analytics/Po_tenevomu_puti.html

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

АНАЛИТИКА
НОВОСТИ
ДАЙДЖЕСТ
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.