Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Александр Фельдман: “Следующие пять лет должны стать “Харьковской пятилеткой”

[11:16 11 сентября 2009 года ] [ Комментарии, 10 сентября 2009 ]

О дружбе с Михаилом Добкиным и готовности БЮТ к президентским выборам мы беседовали с руководителем Харьковского БЮТ Александром Фельдманом.

– Вы — инициатор проекта закона о городе Харькове, который предполагает предоставление ему особого статуса. Существуют ли объективные основания для получения такого статуса Харьковом и реально ли это?

– Что касается необходимости принятия подобного закона, то я думаю, что каждый город хотел бы закрепить за собой какие-то привилегии, какой-то особый статус и не быть в “серой массе”. А Харькову просто не положено быть в “серой массе”. У Харькова всегда был специальный статус по ряду отраслей. Многие предприятия научно-технического и оборонного комплекса еще во времена СССР подчинялись не республиканским, а союзным министерствам. Проекты, которые реализовывались харьковскими предприятиями, всегда имели общесоюзное, а не республиканское значение. Харьков всегда стоял в одном ряду с Москвой и Ленинградом. Это нормальная практика: в Германии Бонн, а в России Санкт-Петербург как бывшие столицы имеют особый статус, если не столичный, то и не периферийный.

Реальность же прохождения законопроектов в нашей стране обсуждать бессмысленно. Даже если Верховная Рада будет работать, тут возникает масса нюансов — кто-то “за”, кто-то “против”, а если в ВР будет сохраняться нынешняя ситуация, о принятии этого законопроекта можно будет говорить только после президентских выборов.

Думаю, повышение статуса Харькова, а также таких городов, как Львов, Донецк, Днепропетровск и Одесса, то есть ключевых региональных центров, вполне реально. Здесь есть два пути — либо процесс будет управляемым, либо государство однажды станет перед фактом. Сегодня эти города идут в отрыв от остальных, и этот процесс ничто не остановит. Вся разница в том, что стихийный рост закладывает будущие кризисы, а грамотная государственная политика изначально решает существующие проблемы.

– Потребует ли реализация законопроекта выделения дополнительных средств из госбюджета?

– Речь идет о перераспределении средств — мы не хотим, чтобы деньги сначала уходили в Киев, а потом возвращались в Харьков. Мы говорим о том, чтобы налоги, собираемые в Харькове, по максимуму оставались в распоряжении органов местного самоуправления.
Насколько справедливой в принципе является постановка вопроса о том, что какой-то из городов должен иметь особый статус и преференции? Ведь на подобный статус может претендовать целый ряд крупных городов Украины. И не станет ли предоставление особого статуса кому-либо шагом к федерализации Украины?

Есть несколько пониманий принципа справедливости: “никому — ничего”, “всем поровну” и “каждому — свое”. По-советски мы уже жили, по-постсоветски живем сейчас, а нужно жить по-европейски. Когда мы говорим о повышении статуса для крупнейших городов Украины, это не значит, что какая-то региональная элита будет паразитировать на всех остальных. Речь идет о том, что нынешняя двухуровневая система управления “центр — периферия” должна быть заменена многоуровневой. В экономической сфере речь идет не о том, чтобы у кого-то что-то забрать и отдать другому, а о том, чтобы дополнительно реализовывать проекты, стратегически важные для государства.

Уже сейчас становится актуальным вопрос, что будет с городом Севастополем, имеющим особый статус, после того как оттуда в 2017 году уйдет российский флот. Думаю, такие города, как Донецк, Одесса, Днепропетровск и Львов, тоже хотели бы иметь особый статус. И предоставление его — это возможность дать этим городам шанс помочь себе самостоятельно. Попытки добиться для своих городов особого положения — это проявление нормального патриотизма их жителей. И хорошо, если бы элиты других украинских мегаполисов тоже поднимали эти вопросы, тогда и Харькову, и другим региональным центрам совместно было бы легче добиться получения “особого статуса”.

Что касается федерализации, то до скандального съезда в Северодонецке у нас этот вопрос вообще никогда не поднимался. Предоставление особого статуса какому-либо городу не ведет к федерализации. Это нормальный элемент развития общин и местного самоуправления. Все это широко распространено в Европе, как в федеративных государствах, так и в унитарных. Во всем мире разница между этими подходами в экономической сфере все больше стирается. Невозможно сразу помочь всем, но если какой-то город или регион начинает выходить из ступора, ему необходимо оказать поддержку, передать определенные полномочия. И его рост окупится сторицей всей стране.

– Могут ли сегодня региональные элиты официально, а не путем теневого лоббизма и “бартеров” отстаивать свои интересы в бюджетной и политической сферах?

– Не могут. Если нет личного контакта с премьером или Президентом, нет никаких возможностей постоять за интересы региона. Вот мы сейчас создали депутатское объединение “За Харьковщину” и пытаемся в парламенте отстаивать интересы родной области — пишем запросы, обращения, законопроекты. Должен сказать, многое у нас получается. Однако считаю, что нужно уходить от того, что судьба целого региона зависит от воли одного, пусть и самого хорошего, человека. К сожалению, у нас такая ситуация, что почему-то считается более простым выходом никому и ничего не давать, чем начать давать какие-то преференции.

– Два года назад вы находились в жестком противостоянии с городскими властями. Сейчас кажется, что между вами наступило перемирие. Что изменилось в ваших отношениях с мэрией?

– Это даже не перемирие, а нормальное конструктивное сотрудничество. Был момент, когда мэрия не слышала моих идей, наверное, я не слышал каких-то их предложений. Но в ситуации этого кошмарного кризиса мы сели за стол переговоров, я снял с повестки дня какие-то свои амбиции, мне указали на ошибки, но были учтены и многие мои инициативы. И теперь мы совместно добились передачи метрополитена в коммунальную собственность, выделения средств на достройку новых станций метрополитена и подготовку Харькова к Евро-2012. Был период противостояния, но теперь это не просто временное перемирие — пришло понимание того, что мы живем в одном городе и из-за личных амбиций не должны топить Харьков.

– Есть ли разница между БЮТ и ПР в подходах к решению проблем города?

– Раньше в программе Партии регионов были правильные тезисы о повышении самостоятельности регионов и реформе местного самоуправления, но сейчас почему-то об этом никто старается не вспоминать. С другой стороны, Юлия Тимошенко сегодня впервые формирует бюджеты снизу, впервые заговорила об инфраструктурных проектах, регулярно встречается с главами местных советов, которые раньше видели Кабмин только на картинке.
Что касается народных депутатов-харьковчан, то пока одни самовыдвигаются в президенты, а другие лоббируют собственный бизнес, наша политическая сила в Харькове поднимает вопросы, связанные с реформой бюджетных отношений, повышением статуса Харькова и возрождением чувства регионального патриотизма.

– Есть ли у вас мэрские амбиции и возможно ли выдвижение в мэры единого кандидата от команд БЮТ и губернатора Арсена Авакова, о чем говорилось еще недавно?

– Сейчас я не хотел бы об этом говорить. Пройдут президентские выборы, и тогда, исходя из сложившейся ситуации, мы определимся с линией на мэрских выборах. Думаю, БЮТ выдвинет своего кандидата в мэры, но мы не будем глупо бороться против всех, игнорируя хорошие начинания.

Пока у меня есть одна главная амбиция — сделать так, чтобы на ближайших президентских выборах победила Юлия Тимошенко. От этого будут зависеть все другие планы.

– Какова готовность харьковского БЮТ к президентским выборам и за счет чего вы планируете увеличить электоральную поддержку Юлии Тимошенко?

– Наша областная организация долгое время находилась в перманентной борьбе, так что “боевая” готовность была и есть постоянно, хоть это тяжело и организационно, и финансово. Мы рассчитываем на 25% в первом туре. А добиваться этого будем таким образом: пойдем к людям, в каждое село, будем выяснять их проблемы и в конечном итоге пробовать их решать.

– Рассматриваете ли вы для себя возможность трудоустройства в Киеве в случае избрания Юлии Тимошенко президентом Украины? И какова в таком случае вероятность вашего назначения харьковским губернатором?

– Не хочу загадывать. Однако могу гарантировать, что в любом случае останусь харьковчанином, буду жить в Харькове, даже если, как и сейчас, мне придется выезжать на работу в Киев. Я живу харьковскими проблемами, у меня несколько проектов, рассчитанных на десять лет. Буду продолжать эти проекты, где бы ни работал.

– Как вы оцениваете готовность Харькова к Евро-2012?

– У Харькова очень высокая готовность — гораздо выше, чем у Киева и Львова. В городе  практически заканчивается реконструкция стадиона, вокруг него проложены прекрасные дороги, в три смены идут работы в аэропорту. Думаю, если не случится никаких форс-мажоров, Харьков первым будет готов к приему Евро-2012.

– Каким вам видится Харьков после президентских выборов?

– Все харьковские политики и бизнесмены должны объединиться ради того, чтобы следующие пять лет стали “Харьковской пятилеткой”. К 360-летию Харькова нужно сделать так, чтобы город смог сравняться с Киевом по всем основным показателям качества жизни. Нам нужно, чтобы после Евро-2012 в городе остались не горы мусора, а международные инвестпроекты, деловые связи, планы на будущее. Нужно подтягивать всю городскую инфраструктуру до уровня объектов Евро-2012.

Мы еще до конца не осознаем того подарка, который свалился нам на голову в виде Евро-2012. По сути, это “план Маршалла” для отдельно взятых городов, и там, где пройдет Евро-2012, сформируется “золотое кольцо” Украины, куда пойдут деньги, бизнес и новые возможности.

Виталий ПИРОВИЧ
 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.