Суть скандала

В сентябре 2015 года выяснилось, что автоконцерн Volkswagen, а также его дочерние предприятия Porsche, Audi, Skoda и Seat, используют мошенническую схему, при помощи программного обеспечения искусственно занижая показатели уровня выхлопных газов своих дизельных автомобилей при проверке в лаборатории.

Реальные показатели загрязнения скрывались как от владельцев машин, так и от регулирующих органов.

К моменту, когда обман вскрылся, мошеннический софт был установлен уже на 11 млн поступивших в продажу автомобилей.

В 2018 году полиция арестовала Штадлера, который к тому моменту возглавлял Audi на протяжении 11 лет и был членом совета директоров Volkswagen, однако уверял, что ничего не знает об обмане.

Официальная позиция Volkswagen состояла в том, что мошенничество было делом рук нескольких сотрудников среднего звена, а высшее руководство компании находилось в неведении относительно происходящего.

Однако в прошлом месяце Штадлер признал, что, даже узнав об обмане, не проинформировал о нем продавцов, в результате чего тысячи машин с некорректными показателями загрязнений оставались в продаже до 2018 года.

Преступление и наказание

Помимо Штадлера, по делу проходило еще двое обвиняемых.

Первый из них — Вольфганг Хатц, в прошлом топ-менеджер Audi и Porsche, который некоторое время возглавлял команду разработчиков двигателей Audi.

В апреле он также признал себя виновным, сознавшись, что лично помогал инженерам в установке мошеннического софта. За это суд приговорил его к двум годам лишения свободы условно и штрафу в размере 400 тысяч евро.

Третий обвиняемый — один из инженеров Audi, также признавший свою вину, — наказан условным лишением свободы на 21 месяц и штрафом в 50 тысяч евро.

Основным обвиняемым по делу о “дизельгейте” должен был стать Мартин Винтеркорн, бывший исполнительный директор материнского концерна Volkswagen. Однако расследование его роли в мошеннической схеме было отложено на неопределенный срок из-за состояния здоровья подсудимого.

“Дизельгейт” стал крупнейшим промышленным скандалом в послевоенной истории Германии.

Если считать штрафы, компенсации владельцам автомобилей и судебные издержки (преимуществено в США), обман уже обошелся немецкому автогиганту Volkswagen примерно в 30 млрд евро.