Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Игра престолов

[10:14 16 мая 2015 года ] [ Зеркало недели, 15 мая 2015 ]

Понимание, что твою судьбу обсуждают у тебя за спиной, — не самое приятное ощущение.

Поэтому понятно, что визит госсекретаря США Джона Керри в Россию и его встречи с Путиным и Лавровым, отметившим затем, что переговоры прошли “чудесно!”, в Киеве восприняли без восторга. 

В Украине многие давно и настойчиво говорят о необходимости более активного вовлечения США в разрешение российско-украинского конфликта, однако подразумевают при этом восстановление Женевского формата, где за столом переговоров будут и США, и ЕС, и Россия и, разумеется, Украина. “Решение “украинского вопроса” без Украины — недопустимо”, — озабоченно твердят в Киеве. 

Впрочем, Керри звонил перед поездкой в Сочи президенту Порошенко, а потом еще раз — уже после общения с хозяином Кремля, да и в Анталии он встречался с украинским министром иностранных дел Климкиным, а в Украину в конце этой недели прибыла не только помощница госсекретаря В.Нуланд, но и командующий сухопутными войсками США в Европе Бен Ходжес с представителями ВМС США. Тем не менее, “российская пресса почти ликует: “большие дяди” снова решают судьбы мира, “Вашингтон готов идти на компромиссы с Москвой”, “в отношениях России и США наметилась оттепель”, “американцам без России никак не обойтись”. 

Почему визит Керри состоялся именно сейчас? Ведь нога госсекретаря не ступала на российскую землю вот уже два года (планировавшийся в конце января визит был отменен, и по пути на Мюнхенскую конференцию Керри тогда посетил Киев, а не Москву). 

Согласно имеющейся информации, по дороге на встречу министров иностранных дел стран НАТО, Керри остановился в Сочи, чтобы предупредить лично Путина о недопустимости нового наступления сепаратистов и сил РФ на Востоке Украины. В том, что Вашингтон обладает полной информацией о накапливании боевиками вооружений и техники вблизи линии разграничения в Донбассе, и откуда берется все это смертоносное “богатство”, сомневаться не приходится. 

Однако помимо Украины, у Вашингтона, в самом деле, есть ряд вопросов, которые он, наверное, мог бы и дальше стараться решить самостоятельно, но, видимо, считает, что участие России могло бы несколько ускорить и облегчить процесс. “Между нами имеются весьма и весьма глубокие разногласия относительно основ европейской безопасности и глобального миропорядка. Президент Обама сохраняет приверженность продолжению диалога с Россией по поводу этих разногласий и спорных вопросов. Госсекретарь Керри сохраняет приверженность диалогу с министром иностранных дел Лавровым по вопросам, где у нас есть совпадение интересов”, — цитирует ВВС слова главного советника по России аппарата Белого дома С.Уолландера. Скупо обозначенная повестка дня сочинской встречи помимо Украины включала Иран, Сирию, “Исламское государство”. О деталях четырехчасовых переговоров стороны не распространялись. Эксперты же рассуждают о том, что по мере приближения подписания долгожданного и выстраданного соглашения с Ираном по его ядерной программе, намеченного на конец июня, Вашингтон хочет заручиться твердой поддержкой России и, возможно, попытаться уговорить ее повременить с продажей Ирану ракетных комплексов С-300. Ухудшающаяся ситуация в Сирии подталкивает Вашингтон к попытке убедить Путина изменить его позицию по этой проблеме и использовать российское влияние на Башара Асада. Террористическая угроза, исходящая от группировки “Исламское государство”, захватившей часть Сирии, Ливии и Ирака, — также топ-тема американской внешнеполитической повестки дня, которой было уделено внимание в Сочи. 

Китай публично не упоминался. Однако вряд ли ошибемся, предположив, что буйный расцвет российско-китайского сотрудничества и его возможные антиамериканские плоды — также одна из причин, заставившая Белый дом отправить Керри к Путину “налаживать диалог”. Сидящий по правую руку от Великого Пу на грандиозном параде в Москве 9 мая “большой папа Си”, марширующие по Красной площади китайские солдаты… Демонстративная дружба последнего времени Москвы и Пекина не то чтобы уже страшит Вашингтон, скорее, пока что раздражает. Пекин недавно заявил, что не видит в США стратегического противника. И в Вашингтоне отлично понимают, что сотрудничество с первой экономикой мира — Соединенными Штатами — для Поднебесной куда важнее, чем с технологически отсталой Россией с ее экономикой, истощенной падением цен на нефть и газ, а также санкциями. Однако военно-техническое сотрудничество Москвы и Пекина, финансовая подпитка России Китаем в условиях западных санкций таки действуют на американские нервы. Расплевавшись с Западом, Россия демонстративно всем корпусом разворачивается на Восток. Путина не пригласили на приближающийся саммит “большой семерки”? Так он у себя на родине два саммита проведет — БРИКС и ШОС, на которые, кстати, снова приедет китайский лидер.

Во время визита Си Цзиньпина в Москву на прошлой неделе между РФ и Китаем было подписано более трех десятков соглашений в различных сферах, среди них — договор о ненападении в киберпространстве. Напомним, что год назад РФ заключила с Китаем сделку на 400 млрд долл. по поставкам природного газа в течение 30 лет — с 2018-го по 2048-й. Россия намерена привлечь Китай к своей “лунной программе” — созданию научной станции на Луне и другим космическим проектам, сама же станет инвестором банка развития, созданию которого как альтернативы западным финансовым институциям способствовал Китай, а Штаты всячески препятствовали. Россия вместе с Китаем создает дальнемагистральный самолет. Китай купил у РФ новый ракетный комплекс С-400. На этой неделе Россия и Китай проводят первые совместные военно-морские учения в Средиземном море. Китай и РФ… в общем, снова “братья навек”. И хотя даже в путинской России некоторые осмеливаются вполголоса отмечать, что в этом тандеме Москве отведена роль “бедного младшего брата”, не нам ехидничать по этому поводу. Сотрудничество Украины с Китаем снова едва теплится. 

Будучи совсем недалеко, Си Цзиньпин в Киев не заглянул. Зато посетил Беларусь, которая получит от Поднебесной кредитов на 7 млрд долл. и грантовую помощь. Лидеры Китая и России виделись в прошлом году пять раз. А у нас затихли даже слухи о якобы намечавшемся на конец весны визите в Китай министра иностранных дел и на конец года — президента. Видимо, не складывается…

Но вернемся к оставленному нами в Сочи Керри. О присоединении Штатов к “нормандскому формату” так объявлено и не было. Хотя накануне визита американского госсекретаря приближенные к Кремлю СМИ высказывали предположение о наличии подобных пожеланий у Вашингтона. Видимо, в Белом доме считают, что Америке стоит по-прежнему оставаться за кадром, но крепко держать руку на пульсе урегулирования кризиса вокруг Украины. Это удобно: в случае большой неудачи можно свалить вину на Европу — мол, снова не смогла без нас решить собственные проблемы, в случае успеха — заявить: “Так мы же все время были рядом и помогали!”. В конце второго президентского срока американские лидеры думают об одном — своем месте в истории. Нобелевскому “голубю мира” Обаме не нужна ни холодная война с Россией, ни, тем более, горячая или, упаси Боже, ядерная. Возможно, после игнора западными лидерами московских празднований 70-летия победы над фашизмом визит Керри — попытка миролюбивого Обамы на контрасте дать Путину возможность почувствовать себя причастным не только к созданию, но и к решению мировых проблем, дать шанс сохранить лицо — и у себя в стране, и на международной арене. 

“Сдадут” ли при этом Украину в том понимании, которое навязывают российские СМИ, злорадно предвкушающие, что “незалежну” смахнут с мирового стола подобно “вчерашним колбасным обрезкам”? Сомнительно. За нерешительность в “украинском вопросе” Обаму критикуют даже демократы, республиканцы же, чем ближе к выборам, тем злее. Так что если Обама не хочет оказать родной партии и Хиллари Клинтон, что называется, медвежью услугу, то на значительные уступки России он не пойдет. Но компромисс может стать для нас паллиативом…

На следующий день после российско-американской встречи в Сочи госдеп счел необходимым внести ясность: визит Керри не означает, что в отношениях Москвы и Вашингтона произошло улучшение, “перезагрузки” не было. “Госсекретарь Керри решительно озвучил позицию по Украине”, — уточнил представитель госдепа Д.Ратке. Д.Керри обратил внимание на факт нарушения режима прекращения огня, в частности в районе Широкино. Отметил, что со стороны России продолжается содействие сепаратистам, и четко дал понять, что смягчение санкций в отношении РФ возможно лишь после полной реализации Минских соглашений. 

Что касается комментария по поводу слов Петра Порошенко о том, что Донецкий аэропорт будет освобожден Украиной, то на вопрос российского журналиста Д.Керри ответил, что пока не видел этих заявлений, хотя слышал о них, но совершенно “не знает контекста”. Тем не менее, госсекретарь заявил, что “если действительно президент Порошенко выступает за то, чтобы начать сейчас какие-то силовые действия, то мы посоветовали бы ему дважды подумать, прежде чем совершать такие действия, потому что Минские соглашения окажутся тогда под серьезной угрозой”. 

Но в Турции на заседании министров стран НАТО Керри еще раз повторил свой месседж Москве: “Это критический момент, когда Россия должна начать выполнять Минские соглашения. Санкции не являются нашей целью, но они останутся до тех пор, пока Минские соглашения не будут выполнены. И речь идет о полном выполнении”. 

В достаточно жестком совместном заявлении Комиссии Украина—НАТО акценты тоже расставлены вполне ясно: на Россию возлагается значительная ответственность за выполнение Минских соглашений, она “должна прекратить постоянную и умышленную дестабилизацию Восточной Украины путем предоставления политической, военной и финансовой поддержки боевикам, вывести свои войска и военную технику с территории Украины и от украинской границы, а также полностью поддержать политическое решение конфликта, унесшего жизни более 6 тыс. человек…”.

Спустя три месяца после Минска-2, по сути, не выполнен ни один из 13 пунктов подписанного там Комплекса мер. На этой неделе СММ ОБСЕ вновь констатировала: полного прекращения огня нет, обе стороны не закончили отвод тяжелых вооружений так, как это должно произойти по Минским соглашениям. Официальный Киев, в свою очередь, сообщает: с момента “перемирия” погибли 83 украинских военных, свыше 400 ранены, более четырех сотен заложников остаются в плену боевиков, более 30 чел., включая Надежду Савченко, — по-прежнему за решеткой в России. 

О невыполнении Минских соглашений на этой неделе говорили все — и Порошенко, и Керри, и генсек НАТО Столтенберг, и канцлер Меркель. Но при этом все настойчиво твердили, что эти документы — “главный”, “оптимальный”, “основной” путь к миру. Потому что других предложений ни у кого просто нет и, будем трезво смотреть на вещи, никому уже и не хочется напрягаться, чтобы искать иные решения. Вот и цепляются, как за последнюю соломинку, за этот неуклюжий, крайне противоречивый и вряд ли выполнимый Комплекс мер. 

Кремль изменил свои цели и задачи относительно Украины? Совершенно очевидно, что нет. Перебрасывая в Донбасс все новые партии вооружения и техники, отправляя “шалить” в европейском воздушном и морском пространстве свои самолеты и подлодки, он держит в напряжении не только Украину, но и весьма успешно — Запад, вынуждая последний вынуждать Киев вести себя смирно и послушно. Вопрос в том, где предел этому послушанию? Где та “красная линия”, за которой компромисс переходит в капитуляцию? 

Сразу же после Минска-2 спикеры Банковой и депутаты из Блока Петра Порошенко на все лады расхваливали достигнутые там соглашения, называя их “дипломатической победой Киева”, в то время как сами дипломаты не под запись признавали, что эти договоренности плохи настолько, что даже хороши — поскольку вряд ли выполнимы. Сегодня, публично признавая свою полную приверженность Минским соглашениям и готовность идти до конца в их выполнении, в Киеве мучительно ищут обходные пути минской ловушки. А Кремль на этой неделе руками лидеров “ДНР”/”ЛНР” вновь отрезает красными флажками путь из этой западни. Порядок слов другой, “хотелки” — те же. В предложенных сепаратистами изменениях в Конституцию Украины — и внеблоковый/нейтральный статус нашей страны, и, по сути, широчайшая автономия отдельных районов Луганской и Донецкой областей, и возможность заключать договоры с другими государствами. АТО должна быть прекращена, экономическая блокада Донбасса полностью снята, местные выборы проведены без участия украинских партий, представители которых причастны к проведению АТО. А украинское правительство должно заключить с отдельными районами Донбасса соглашения по экономическому, социальному и культурному развитию этих районов, да еще и способствовать развитию трансграничного сотрудничества этих районов — понятно, с кем. Вот так, в общих чертах, выглядит выполнение Киевом Минских соглашений в представлении Кремля и его марионеток. 

У Киева, понятно, виденье другое. Его ключевые требования — вывод российской техники и войск с нашей территории, восстановление полного контроля Украины над украино-российской границей. Запад же хочет скорейших выборов, дабы, избавившись от Захарченко, Плотницкого, Пушилина и прочих одиозных личностей в “политическом процессе”, наконец-то усадить Киев за стол переговоров с “законно избранными” представителями “отдельных районов” Донбасса и, вздохнув с облегчением, с чувством выполненного долга заняться собственными проблемами. 

На этой неделе СММ ОБСЕ заявила, что проведение выборов в отдельных районах Донбасса невозможно без прекращения огня и отвода тяжелых вооружений. Согласны. Но где же в этом списке условий еще и вывод всех российских военных и вооружений с территории Украины, восстановление контроля над границей, без выполнения которых, как неоднократно подчеркивал Киев, проведение легитимных выборов невозможно? 

И канцлер Меркель, и министры стран НАТО приветствовали создание и начало работы четырех подгрупп трехсторонней контактной группы (напомним, что на их скорейшем создании особенно настаивала Москва). Но при том, что все признают невыполнение даже первых пунктов минских договоренностей, в Донбассе по-прежнему идут бои, нет полного отвода тяжелой техники от линии размежевания, а Россия завозит все новую, работу вышеуказанных подгрупп на этой неделе начали… с экономических вопросов — банковской сферы “отдельных районов”, восстановления инфраструктуры и возобновления работы предприятий. Напомним, именно об этих приоритетах говорил Лавров накануне Минска-2…

Не мытьем так катаньем, не военным наступлением, так реализацией Минска-2 в московской интерпретации Кремль шаг за шагом продвигается к своей цели. И не нужны отработки никаких тринадцати сценариев и теории игр американских ученых, чтобы осознать очевидное: замороженному конфликту в Донбассе быть. Кто-то видит иной исход?

В принципе, он возможен. Если малодушно не благословлять подписание документов, невыгодных твоей стране. Если не превращать войну в бизнес, который забивает фурами дороги на Восток и бензовозами дороги с Востока. Если не говорить Конгрессу — одно, Меркель — второе, а Суркову — третье. Если бороться с коррупцией, а не “обилечивать” коррупционеров. Если биться за свою армию, а не за прибыль от ВТС. Если проводить реформы системно и жестко, а не буклетно-пиарно. Если создавать поводы для уважения страны, а не усталости от нее. Усталости, которая провоцирует желание договориться обо всем за нашей спиной.

Татьяна СИЛИНА

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.