Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Какие реформы готовит Янукович

[16:06 05 марта 2010 года ] [ Комментарии, №8, 5 марта 2010 ]

Эксперты уже давно выстроились в ряд, чтобы дать новому Президенту советы по реформированию экономики и не только. Правда, все решения, которые они предлагают, либо касаются непервостепенных проблем, либо похожи на политическое самоубийство.

Одним из первых подписанных Виктором Януковичем на должности Президента указом стал документ о создании Комитета по экономическим реформам, который в ближайшее время должен разработать общегосударственную стратегию реформ, определиться с приоритетами, механизмами и направлениями. По сути, этим документом Президент признает, что у его команды пока нет конкретного плана действий и его еще предстоит придумать. А предвыборную программу, написанную в лучших украинских традициях, вряд ли можно серьезно рассматривать в качестве такового. В свою очередь и украинские, и международные эксперты заранее подсуетились и создали сразу несколько программ первоочередных изменений

О социалке ни слова

Самыми реалистичными в плане выполнения можно с уверенностью считать приоритеты, расставленные фондом “Эффективное Управление”. Их реалистичность основывается в первую очередь на том, что фонд является структурой Рината Ахметова, а значит, выполнение предложенного — в некотором роде пожелание основного инвестора Партии регионов. Да и тот факт, что секретарем созданной Януковичем комиссии стала Ирина Акимова, говорит о многом.

Основная проблема состоит в том, что программа развития Украины, прописанная фондом, порядком устарела. Она была создана еще в 2007 году совместно с экспертами McKinsey & Company и учитывала перспективы развития украинской экономики на момент подъема. Правда, осенью прошлого года McKinsey & Company попыталась освежить документ, проведя исследование “Возобновление экономического роста Украины”. Но советы международных экспертов оказались далеки от совершенства — слишком много общих фраз, малоприменимых к нашим реалиям. В итоге месяц назад представители фонда озвучили свое видение расстановки экономических приоритетов на 2010 год. Таких набралось семь, и все они, по мнению авторов, могут быть выполнены уже в этом году и не требуют значительных ресурсов.

Первое — это реформа банковского сектора. Причем не какие-то там изменения полномочий НБУ, а полная перестройка финансовой системы, которая в будущем должна быть основана на нескольких крупных или на большем количестве средних банков. Насколько такая структура будет приемлема для Украины, зависит от способов ее внедрения. Через постепенную концентрацию капитала, подстегиваемую как конкуренцией, так и усилением регулятивных требований Центробанка, прошла основная часть стран Восточной Европы. И большинство экспертов склоняются к мысли, что 179 банков, из которых доля каждого из последней сотни близка к нулю, — это многовато. Однако резкое изменение структуры банковской системы (менее чем за год) может оказаться серьезным шоком.

Второе направление — это принятие Налогового кодекса, при разработке которого основной упор будет делаться не на ставки, а на администрирование налогов. Если Виктор Янукович в предвыборной программе делал акцент на снижении НДС до 17% и налога на прибыль до 19%, то авторы концепции реформ явно понимают — говорить об этом в период тотального дефицита бюджета бессмысленно. Намного целесообразнее было бы внедрение, скажем, автоматического возмещения НДС, что предусмотрено предвыборной программой. Другой вопрос, кто из команды Януковича этим будет заниматься, особенно если учесть, что данный пункт также подразумевает “минимизацию произвола налоговых органов”. Кстати, с минимизацией произвола связан и третий пункт — упрощение ведения бизнеса. Сокращение сроков и процедур получения разрешительной документации через принципы единого окна и молчаливого согласия, отмена трети лицензий, жесткая регламентация проверок госорганами вплоть до моратория — все это де-юре уже сделано, но как это все заработает на практике? Принцип единого окна у нас уже действует пять лет, но, как признают экономисты, на выходе это не совсем то, что предполагалось. К примеру, при открытии бизнеса, помимо регистрации у госрегистратора, все равно приходится ходить за справками в налоговую, социальные фонды, органы статистики и т.д.

Четвертое направление — это снятие моратория на продажу земель сельхозназначения и создание эффективного рынка земли. По мнению авторов концепции, это должно привлечь миллиарды инвестиций в Украину. Не оспаривая этот тезис, хотелось бы отметить разность в подходах у экспертов и политиков команды Януковича. Именно с подачи первых обещание отменить мораторий появилось в предвыборной программе нового Президента. А с подачи вторых Виктор Федорович заявил, что такой шаг возможен только после принятия законов о земельном кадастре и рынке земель, то есть фактически не ранее 2012 года. Эксперты фонда “Эффективное Управление” уверены, что для функционирования рынка земли уже есть нормативно-правовая база и особых законодательных инициатив не требуется. “Необходима, конечно, единая электронная система земельного кадастра, но ее создание — это длительный процесс, который может происходить параллельно действующему рынку”, — считают специалисты.

Если предыдущие направления реформ были хоть как-то близки народу, то остальные три — это сфера исключительно бизнесовых и политических интересов. В частности, внедрение института государственно-частного партнерства как базы для развития инфраструктуры с последующим выводом, что масштабные инфраструктурные проекты позволят оживить металлургию и строительную отрасль. Требование о совершенствовании процедуры банкротства, которая у нас может тянуться годами, тоже привлекательно исключительно для бизнеса. А вот седьмой приоритет — реформирование госаппарата — несет в себе скорее политический призыв отказаться от кадровых чисток. Преемственность проделанной работы и разделение политического уровня руководства от уровня госаппарата — хороший лозунг, попытки провести подобную реформу в начале 2000-х потерпели крах. Тогда должности госсекретарей в министерствах должны были обеспечить разделение исполнительной вертикали и политической, но по факту вышел ноль. Уже сейчас Виктор Янукович переименовал Секретариат Президента в Администрацию как раз с целью выгнать всех бывших сотрудников. Думается, несмотря на все советы, новые министры поступят также.

В целом нужно отметить, что эксперты фонда Ахметова старались не касаться болезненных для общества вопросов, понимая, что сделать это в первый год президентства Януковича, тем более в год, когда будет определяться власть на местах, нереально. В их планах нет социальных реформ, предложений снизить расходы бюджета или сбалансировать Пенсионный фонд. И, действительно, их реформы можно проводить исключительно на политической воле, без особых финансовых вливаний. Вот только наиболее актуальны сегодня совершенно другие вопросы.

Традиционные реформы обречены

А независимые эксперты упорно не желают понять, что реформировать систему, исходя только из экономической целесообразности, откинув политический фактор, в Украине невозможно. Еще в сентябре прошлого года была создана Международная комиссия независимых экспертов, которая взялась написать программу действий для будущего президента (за деньги Швеции и Нидерландов). В итоге программу “Предложения для Украины: 2010 — время реформ” писали 23 эксперта, среди которых старший научный сотрудник Института Петерсена известный специалист в области изучения экономики стран Восточной Европы Андерс Аслунд. На прошлой неделе этот союз экспертов презентовал свое видение реформ на ближайший год. И только по двум пунктам они совпадают с предложенными фондом “Эффективное Управление”. В первую очередь это касается дерегуляции бизнес-среды и создания свободного рынка купли-продажи сельхозземель. Относительно первого пункта, в отличие от предложений фонда, которые уже частично выполнены, группа экспертов уверена, что только упрощением разрешительной системы не обойтись. Нужно ставить глобальную цель, например, на 40 позиций подняться в рейтинге ведения бизнеса (сейчас в рейтинге Doing Business Украина находится в самом конце списка — на 181-м месте из 183 стран). Что интересно, достичь этого, по мнению экспертов, можно, в частности, за счет уравнивания всех субъектов бизнеса в налоговых правах и обязанностях. По большому счету, сие означает не только отмену налоговых льгот, но и ликвидацию упрощенной системы налогообложения. А это уже прямо противоположно тому, что обещал Виктор Федорович.

Среди других первоочередных реформ, предложенных группой экспертов, большая часть тоже неактуальна для рядовых украинцев. К примеру, реформа газового сектора, включающая в себя как либерализацию отраслевого рынка с допуском на него газовых трейдеров, так и повышение цен на энергоносители для населения. И если пункт о серьезном структурном реформировании “Нафтогаза” и разделении его на транспортную, поставляющую и добывающую составляющие мало интересен обывателю, то повышение цен может обернуться серьезным непониманием со стороны электората. Виктор Янукович, несмотря на неоднократные призывы, в своих обещаниях был категоричен: повышения пока ждать не стоит (что зафиксировало и правительство Тимошенко, а отменить это решение означает попасть под пиар-обстрел “бютовцев”).

Еще один интересный совет — серьезное сокращение расходов бюджета, которое включает множество социальных реформ — от повышения пенсионного возраста как минимум на пять лет до внедрения единого социального налога и устранения дефицита Пенсионного фонда, а также отмены льготных пенсий в зависимости от профессии. Внедрение обязательного негосударственного пенсионного страхования должно стать делом ближайших двух-трех лет. “Нужно понимать, что публичные финансы Украины в ближайшие годы будут находиться под прессом кредитных выплат. Поэтому наращивание социальных расходов недопустимо. Пришло время поставить конкретный потолок — процент к ВВП, который не должна превышать социалка. А в перспективе — поставить все госфинансы в зависимость от максимально возможного процента ВВП, который можно на них потратить”, — отмечают эксперты. По их подсчетам, на пенсии страна тратит 16% ВВП — самый высокий в мире показатель, который вдвое превышает европейский уровень. Но на повышение пенсионного возраста Янукович категорически не пойдет — это его электорат. Единый социальный налог — возможно, но скорее как реверанс в сторону бизнеса, а не как реформа системы социального обеспечения. Урезание льготных пенсий невозможно, ибо они жестко защищены Конституцией, которая запрещает ужимать уже существующие блага. А сократить соцрасходы реально можно, лишь отменив эту норму Основного Закона, на что одной воли гаранта недостаточно.

В список реформ, которые должны пройти в политической системе, попали необходимость внедрения открытых списков на выборах, публичного финансирования избирательных кампаний, перехода на мажоритарную систему на местных выборах. Достаточно радикальным выглядит предложение отказаться от необходимости обязательных 226 голосов для принятия всех законов в Верховной Раде. “Это правило можно оставить лишь для очень важных, конституционных документов. Для остальных же достаточно большинства от присутствующих в зале депутатов”, — говорят международные аналитики. Впрочем, тогда теряется весь смысл существующей политической системы, завязанной на большинстве в парламенте. Тем более методы, которыми народные избранники могут не допускать коллег из других фракций на заседания для проведения нужных решений, уж слишком непредсказуемы. Поэтому пока от такой реформы наверняка придется отказаться, политики такого не поймут.

А вот люди могут не оценить административно-территориальную реформу, которую советуют завершить до конца 2011 года, сократив при этом количество сельских административных единиц и издержки на содержание бюрократических аппаратов в них. Эксперты предлагают также перейти на конкурсное формирование руководства органов власти с доведением его зарплат до рыночного уровня вознаграждения топ-менеджеров с полной зависимостью доходов от эффективности на занимаемой должности.

Для реализации всех этих реформ, по мнению аналитиков, должен быть создан отдельный комитет при правительстве, возглавляемый вице-премьером и наделенный чуть ли не чрезвычайными полномочиями и существенным бюджетом. Причем в комитете не должно быть представителей других ведомств, которые будут подлежать реформе, например из Минфина или Минэкономики. Можно только догадываться, какие метаморфозы могут произойти в украинских реалиях с таким органом. Например, есть риск превращения его в еще один громоздкий бюрократический аппарат, через который под видом реформ будут проводиться те же лоббистские инициативы. Не говоря уже о том, что готовности среди профессиональных экономистов занять эту должность, тем самым похоронив любые перспективы политической карьеры, пока не наблюдается.

Виктория ПОДА, Юрий ЩЕРБИНА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.