Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Космическое партнерство испортили деньги

[07:51 16 февраля 2013 года ] [ Газета 2000, № 7, 15 - 21 февраля 2013 ]

Практически детективный сюжет, развернувшийся после неудачного запуска 1 февраля американского спутника Intelsat-27 украинской ракетой “Зенит-3SL” по программе Sea Launch (“Морской старт”), может лишить Украину права хотя бы номинально называться космической державой.

В феврале вокруг консорциума Sea Launch — единственной в мире программы запуска спутников с океанской поверхности, в которой участвуют украинские специалисты, разгорелись нешуточные страсти. Буквально на следующий день после аварийного пуска Intelsat-27 его изготовитель — корпорация Boeing подала иск в суд Лос-Анджелеса на партнеров по консорциуму — РКК “Энергия” (Москва), ПО “Южмаш” и КБ “Южное” (оба Днепропетровск), требуя от них возмещения ущерба в $355 млн. А 4 февраля президент РКК “Энергия” Виталий Лопота предложил российскому правительству стать владельцем “Морского старта”, сообщив, что проектом уже интересуются американская корпорация Loсkheed Martin, а также бизнесмены из Китая, Австралии и Украины. Но как выяснилось, ни одно из этих событий не сулит украинским ракетчикам ничего хорошего.

Негодование Boeing было лишь опосредованно связано с неудачным запуском сателлита. На самом деле американская корпорация, которая когда-то была основным акционером Sea Launch, вот уже несколько лет безуспешно пытается взыскать с россиян и украинцев прошлые долги, требуя с РКК “Энергия” $223 млн., а еще $132 млн. хочет получить с “Южмаша” и КБ “Южное”.

Попытку же российского топ-менеджера продать Sea Launch своему правительству, очевидно, надо рассматривать в контексте начавшихся в декабре проверок на НПО “Энергомаш” (производит двигатели для украинских “Зенитов” и находится в подчинении РКК “Энергия”). Сотрудники данного предприятия якобы просигнализировали в “Роскосмос” о завышенных ценах на двигатели РД-171М для ракет-носителей “Зенит-3SL”. А именно о том, что агрегаты для консорциума Sea Launch, основными акционерами которого сейчас являются РКК “Энергия” (15%) и принадлежащая “дочке” РКК — инвесткомпании “Развитие” — компании Energia Overseas Limited (80%), продаются по цене $11,5 млн. за штуку. Тогда как “Роскосмосу” эти же двигатели обходятся в $16,6 млн. Российские СМИ в связи с этим уже сделали вывод о том, что НПО “Энергомаш” вскоре выведут из подчинения РКК “Энергия”, а после этого стоимость двигателей для Sea Launch возрастет в 1,5 — 2 раза.

Российская корпорация стала основным владельцем Sea Launch в ходе его банкротства. Оно началось после того, как в июне 2009 г. предприятие не смогло выплатить оператору телекоммуникационной связи Hughes Network Systems $52,3 млн. предоплаты и пеню за несвоевременно предоставленные пусковые услуги и Sea Launch объявил себя банкротом. В ходе этой процедуры выяснилось, что долги Sea Launch насчитывают $2,2 млрд. при активах стоимостью $498 млн. И неизвестно, как бы сложилась судьба уникального проекта, поскольку Boeing сразу же отказался самостоятельно оплачивать дальнейшую деятельность компании.

Однако Sea Launch поддержали сначала компания Excalibur Almaz Ltd, учредителями которой выступили бывшие высокопоставленные сотрудники НАСА, и Фонд премии Роберта и Вирджинии Хайнлайн. Оказалось, что всемирно известный фантаст завещал тратить часть своего наследства на перспективные космические проекты. Эти организации выкупили облигации Sea Launch на $12,5 млн. А еще через полгода выгодно продали их россиянам, с подачи которых радикально поменялся и состав акционеров консорциума.

С мая 2010-го вместо доминировавшей там корпорации Boeing, которой до банкротства Sea Launch принадлежало 40% его акций, первую скрипку в консорциуме стали играть уже упомянутые РКК “Энергия” и ее “внучка” — Energia Overseas Limited (на двоих — 95%). А оставшиеся 5% получила компания Sea Launch Trust LLC, созданная Boeing и еще одним акционером Sea Launch — норвежской Aker. Для этого россияне выплатили американскому аэрокосмическому концерну $155 млн. А украинские предприятия КБ “Южное” и “Южмаш”, которым до банкротства принадлежало 15% акций консорциума и у которых не нашлось денег на выкуп своей доли, выбыли из состава акционеров. Но того, что за ними остались весьма существенные долги американскому концерну, украинские чиновники старались не афишировать.

Пресс-секретарь КБ “Южное” Юрий Мошненко сообщил “2000”, что последняя авария стартовавшей ракеты связана с бортовым источником мощности, спроектированным в КБ “Южное” и произведенном на “Южмаше”. Устанавливает причины его выхода из строя комиссия. Но финансовых вопросов на предприятии не комментируют.

Впрочем, по информации “2000”, с большой долей вероятности взыскуемые Boeing долги связаны с кредитами на развитие “Морского старта”, которые согласно уставу этого предприятия брались под гарантию акционеров, в основном Boeing и Aker, а в случае форс-мажорных обстоятельств, таких как банкротство, должны были компенсироваться гарантам остальными акционерами. По крайней мере два таких займа на общую сумму в $470 млн. в конце прошлого года в российских судах безуспешно пыталась оспаривать “дочка” РКК “Энергия” — инвесткомпания “Развитие”. Теперь же, когда Boeing начал добиваться возврата старых долгов в американском суде, его шансы резко возрастают.

Не меньшие неприятности, чем новые долги, украинцам сулит и ревизия деятельности РКК “Энергия” и НПО “Энергомаш” на российском “фронте”. Несмотря на то, что 6 февраля Виталий Лопота сделал витиеватое заявление о неизменной приверженности долгосрочному успеху программы “Морской старт” после краха последнего запуска спутника, российские СМИ как никогда активно пишут о неудовлетворительном финансовом состоянии возглавляемого РКК “Энергия” “Морского старта”.

Не иначе — Sea Launch хотят сделать причиной всех без исключения проблем российской космической отрасли. Хотя когда в 2010 — 2011 гг. “Роскосмос” преследовала длительная череда неудач и аварий, фактически только украинские “Зениты” смогли поддержать российское реноме в космосе. Теперь из этих публикаций складывается впечатление, что все свои силы российские ракетчики растрачивают на производство комплектующих для украинских ракетоносителей.

Так, “Комсомольская правда” со ссылкой на результаты аудиторской проверки консорциума международной компанией PWC утверждала, что уже через год после завершения процедуры банкротства у “Морского старта” образовались новые убытки на $116,5 млн. А еще порядка $200 млн. на содержание консорциума в 2012 г. его руководство собиралось взять у РКК “Энергия”.

“Независимая газета” в статье “Негативная энергия российского космоса” пишет о том, что вложив в этот проект огромные средства российских налогоплательщиков, “Энергия” изначально была ограничена в использовании возможностей своего стартового комплекса, поскольку в договор по выходу “Боинга” из проекта был включен пункт, согласно которому РКК “Энергия” должна была согласовывать с властями США полезную нагрузку на запускаемых с “Морского старта” ракетоносителях. Хотя где вы видели страну, которая бесконтрольно запускает на свою территорию ракетную технику?

Одним из вариантов выхода из этой “непатриотичной” ситуации в России видят передислокацию командного судна Odyssey и стартового комплекса Commander из Лонг-Бич (Калифорния, США) во Вьетнам или в Южную Корею. Переговоры об этом якобы проходили в Ханое в ноябре прошлого года, когда Россия и Вьетнам подписали соглашение в области космической деятельности. Перебазировать их можно было бы на бывшую базу ВМФ СССР в г. Камрань.

Еще одним кандидатом на размещение инфраструктуры “Морского старта” является корейский космодром Наро, расположенный на острове Венардо на самой южной оконечности Корейского полуострова.

Как известно, российский космический центр имени Хруничева изготовил первую ступень для стартовавшей недавно корейской ракеты KSLV-I (The First Korean Space Launch Vehicle). Поэтому подача Boeing в суд на РКК “Энергия” и украинские предприятия — действующих и бывших акционеров консорциума, возможно, и преследует цель, закрыв суда в Лонг-Бич, не допустить их переезда.

Если информация российских СМИ о плачевном финансовом состоянии Sea Launch — не утка, а российские власти устами первого зампредседателя военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Ивана Харченко уже озвучили г-ну Лопоте отказ от покупки “Морского старта”, то ближайшей перспективой для Sea Launch стал бы арест в США за долги перед Boeing и стоянка на приколе ровно до тех пор, пока не найдется инвестор, готовый рассчитаться по старым долгам консорциума.

Ярослав ДМИТРЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.