Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Не на дороги, а на дроны и с оптимизмом по налогам.

[07:20 18 сентября 2023 года ] [ Forbes-Украина, 15 сентября 2023 ]

Читаем проект госбюджета-2024 с главой бюджетного комитета ВР Роксоланой Пидласой.

 На что государство намерено тратить средства, а на что не в 2024-м? Откуда Кабинет министров Украины будет брать деньги? На какой курс доллара и показатель инфляции он ориентируется? Депутат и глава бюджетного комитета Верховной Рады Роксолана Пидласа о ключевых параметрах правительственного проекта госбюджета на 2024 год.

Сегодня Кабмин направил на рассмотрение Верховной Рады проект государственного бюджета Украины на 2024 год. Бюджет-2024 — это бюджет страны в состоянии войны, у которой есть один четкий приоритет — оборона. Средства на безопасность и оборону в проекте зафиксированы на уровне 2023-го — 1,69 трлн грн (21,6% от ВВП).

Забегая вперед, до конца сентября парламент примет очередные изменения в бюджет текущего года и увеличит общие расходы на оборону в этом году до 1,9 трлн грн.

На следующий год предусмотрены также расходы на оборонно-промышленный комплекс: 55,8 млрд грн на производство оружия и боеприпасов в Украине, и более 48 млрд грн — на производство дронов.

Общий объем расходов Государственного бюджета-2024 составляет 3,3 трлн грн. Это более чем в два раза превышает расходы украинского бюджета до полномасштабного вторжения.

Расходная часть

Новый бюджет планировался по принципу “каждая заработанная в Украине гривня — на победу”, поэтому одно из наибольших отличий от сметы 2023 года — существенное сокращение расходов на инфраструктуру и строительство.

На 372 страницах норм и приложений не найти ни Госфонда регионального развития (в этом году закладывалось 2 млрд, которые затем были переданы Вооруженным силам Украины), ни исторического Дорожного фонда, ни инвестиционных проектов Минэкономики, в рамках которых осуществлялись мероприятия по ремонту/реконструкции объектов в государственной собственности.

Остается только так называемый Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии. В этом году это был масштабный инфраструктурный фонд с общим финансированием 62 млрд грн, которые поступали из двух источников: часть чистой прибыли НБУ (35,9 млрд грн) и конфискация российских активов (25,9 млрд грн).

По настоянию Международного валютного фонда Национальный банк теперь будет относить свою чистую прибыль в общий фонд государственного бюджета — всего 17,7 млрд грн. Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии будет наполняться только из конфискованного и проданного российского имущества.

Впрочем, вопрос о способности Фонда госимущества продать крупные объекты типа Николаевского глиноземного завода во время полномасштабной войны остается открытым. Есть все основания полагать, что восстановление в следующем году будет происходить преимущественно на средства международных партнеров.

Все непредсказуемые капитальные расходы, даже обслуживание дорог, в 2024-м предстоит финансировать из резервного фонда (44,8 млрд грн) по решению Кабмина.

Для поддержки бизнеса в 2024 году заложено почти 30 млрд грн по разным программам.

Революционна идея перенаправления части налога на доходы физических лиц из денежного обеспечения военнослужащих (прогноз — 96,3 млрд грн) из местных бюджетов в спецфонд госбюджета, а также сокращение нормы отчисления обычного НДФЛ до 60% для общин, как и заложено в действующем Бюджетном кодексе.

Такое предложение связано в первую очередь с тем, что обеспечение расходов обороны может происходить только из внутренних ресурсов (то есть средств, которые правительство заработало или одолжило на внутреннем рынке). На примере одного лишь увеличения расходов в 2023-м (+303 млрд грн) можно увидеть, что этого внутреннего ресурса не хватает.

Около 208 млрд грн правительство надеется привлечь посредством размещения военных облигаций, а на 26 млрд грн будут перевыполнены неналоговые поступления. Финансирование оставшихся 69 млрд грн остается под вопросом, поэтому Кабмин предлагает уже с 1 октября направить средства так называемого военного НДФЛ на нужды обороны.

Крупнейшие статьи расширения расходов госбюджета-2024

Какими правительство видит курс, инфляцию и ВВП

На макроэкономическую ситуацию правительство смотрит достаточно положительно. В проект бюджета-2024 заложен рост ВВП на 5%, хотя МВФ был сдержан и прогнозировал на 2024 год рост реального ВВП Украины на 3,2%. Инфляция прогнозируется на уровне 10,8%. Минималка вырастет до 7100 грн, а с 1 апреля 2024-го — до 8000 грн.

Среднегодовой курс доллара США — 41,4 грн/$. Этот курс закладывается в бюджет для расчетов доходов и расходов. Вероятно, он будет отличаться от реального, особенно с учетом того, что с 24 февраля 2022 года в Украине действует фиксированный обменный курс (сейчас 36,6 грн/$).

По прогнозу Минфина, доходы государственного бюджета в 2024-м вырастут на 355,9 млрд грн, или на 25,6%. Ожидается, что больше всего вырастет:

  • налог на доходы физических лиц и военный сбор — вместе на 132,7 млрд грн, или на 73,6%;

  • налог на добавленную стоимость — на 130,7 млрд грн, или на 21%;

  • налог на прибыль предприятий — на 62,8 млрд грн, или на 56,7%;

  • акцизный налог — на 51 млрд грн, или на 35,3%.

Однако этого будет недостаточно для того, чтобы профинансировать все расходы в следующем году. Дефицит госбюджета закладывается на уровне 1,6 трлн грн — это на 74,2% больше, чем фактический дефицит в 2022 году. Правительство при поддержке парламента намерено вести переговоры о получении иностранной помощи в размере около $43 млрд. Основными партнерами Украины будут оставаться США и ЕС. От них правительство ожидает поддержки в размере $12-13 млрд и 18 млрд евро соответственно.

Когда и как Верховная Рада будет принимать госбюджет

Не позднее 20 октября должно состояться рассмотрение государственного бюджета Верховной Радой в первом чтении, а до 1 декабря — голосование в целом. В прошлом году Верховная Рада приняла госбюджет на 2023 год преждевременно — 3 ноября. Надеюсь, что в этом году процесс повторится. Это нужно для того, чтобы правительство могло начать переговоры о привлечении финансирования иностранных партнеров как можно раньше.

Ожидаю жарких дискуссий в парламенте при принятии сметы на 2024 год. В частности, относительно перенаправления “военного НДФЛ” в государственный бюджет и фактическую ликвидацию дорожного фонда, против которых выступают органы местного самоуправления.

Кроме того, нардепы будут искать пути увеличения всевозможных расходов. К примеру, в 2022-м представлены поправки совокупно на 87 трлн грн. Однако в условиях, когда дефицит государственного бюджета равен целой расходной части бюджета до войны, а государственный долг достигает 78,5% ВВП, вероятность значительного увеличения расходов на какие-то нужды, кроме обороны, остается призрачной.

Роксолана ПИДЛАСА
Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.