Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Реверс на аверс. Как Ющенко и Тимошенко борются за “Одесса-Броды”

[15:05 18 мая 2009 года ] [ СейЧас, 18 мая 2009 ]

Что мешает повернуть нефтепровод вспять.

Президент и премьер-министр Украины снова заняты перетягиванием газовой трубы. Поводом для нового конфликта стал указ Виктора Ющенко о переводе нефтепровода “Одесса-Броды” в аверсный режим — согласно первоначальному замыслу. Но Кабмин не спешит выполнять требование главы государства. Команда Юлии Тимошенко приводит свои аргументы.

Многострадальный нефтепровод “Одесса-Броды” никогда за всю историю своего существования не использовался по прямому назначению. В свое время он задумывался для диверсификации поставок нефти на украинские НПЗ и прокачки каспийской нефти в Европу. Но договориться о прокачке не удалось, потому Украина вынуждена была разрешить использование нефтепровода в реверсном направлении — для транспортировки российской нефти.

9 апреля 2009-го президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о готовности поставлять каспийскую нефть в Украину и страны ЕС. Виктор Ющенко вскоре издает указ о переводе газопровода в аверс. Но не тут-то было — Юлия Тимошенко выполнять его не собирается.

И снова Коломойский?

“Требую от правительства срочно перевести нефтепровод “Одесса—Броды” на проектный режим его использования — аверсный режим”, — заявил украинский президент после подписания соответствующего документа. Но правительство, похоже, проигнорирует это требование.

“Я не сомневаюсь: премьер скажет, что Кабмин не будет принимать антиукраинских решений. Такое решение только навредит отношениям Украины и России и не принесет никакой пользы нашему государству в связи с тем, что нет ни нефти, ни потребителей”, — “расписался” за Тимошенко ее советник по энергетическим вопросам Александр Гудыма. Он ссылается на отсутствие конкретных контрактов и договоренностей по транспортировке нефти, а также на необходимость для прокачки каспийской нефти расторгнуть контракт с российским транспортировщиком “ТНК-ВР”.

На деле же отсутствие заказчиков и возможный конфликт с Россией вряд ли являются поводом для срыва исполнения указа. Нежелание премьера переводить реверс в аверс имеет долгую историю. Когда в начале года “НПК Галичина” и “Нефтехимик Прикарпатья” обратились к президенту и правительству с просьбой запустить “Одессу-Броды” в аверсном режиме, так как предприятия имеют предложения на переработку каспийской нефти, Тимошенко отреагировала на это, как на “сговор”. Поскольку оба завода входят в группу “Приват” Игоря Коломойского, перевод нефтепровода в аверс премьер-министр охарактеризовала как преступное желание Балоги и Коломойского выкачать из трубы тяжелую нефть на $300 млн.

Есть сговор или его нет, но разные взгляды президента и премьера на то, в каком направлении должен работать нефтепровод, не позволят запустить его в ближайшие два года, уверены эксперты. “Все проблемы нефтепровода “Одесса-Броды” связаны с Украиной. Пока власть в стране не будет единой командой, нефтепровод не заработает”, — заявил интернет-газете президент Международного энергетического клуба экс-глава правления компании “Укртранснафта” Александр Тодийчук.

Не подписавшиеся

Помимо политической интриги и соперничества за контроль над газотранспортной системой, повернуть нефтепровод вспять Украине мешают вполне объективные факторы. Советник Тимошенко Гудыма прав был в том, что о конкретных действиях можно будет говорить лишь тогда, когда будут подписаны контракты. В возможности существования таковых сомневается и министр топлива и энергетики Юрий Продан. “К сожалению, на сегодняшний день нет того владельца нефти, который бы осуществил соответствующее мероприятие и который владел бы нефтью и покупателями в западном направлении”, — заявил он.

Такие заявления могут спровоцировать международный конфликт, считает уполномоченный президента Украины по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский. “Зачем говорить, что нет нефти или некому ее поставлять, в то время как президент дружественной нам страны уже не впервые подчеркивает, что нефть есть? Как министр может выражать недоверие главе другого государства?” — возмущается он.

Но хочется того господину Соколовскому или нет, а контракты на поставку нефти для “Одессы-Броды” не подписаны. “Заявление Соколовского трудно закачать в трубу”, — прокомментировал полемику для интернет-газеты директор энергетических программ Центра им. Разумкова Владимир Сапрыкин. У Азербайджана имеются значительные объемы нефти, которые он мог бы предоставить для закачки в украинский нефтепровод, но для этого Минтопэнерго необходимо вплотную поработать с заказчиками и поставщиками, продемонстировать им возможности нефтепровода — а этого не происходит, говорит он. “Министерство топлива и энергетики рассылает письма заинтересованным нефтяным компаниям, то такой способ получения нефти обречен на неудачу”,- уверен аналитик.

Сомнения у Сапрыкина вызывает и технико-экономическое обоснование нефтепровода. Последний вариант презентовали 24 апреля в Варшаве. Согласно выводам ТЭО, добыча нефти в каспийском регионе до 2015 года должна вырасти на 100 млн. тонн в год, а в период до 2025 года — на 150 млн. тонн в год. Следовательно, на маршруте Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора спрос на легкую нефть из Каспийского региона будет составлять не менее 30 млн. тонн в год. “Нужно было указать транзитный тариф и детально проработать поставщиков каспийской нефти. Мы всего этого не услышали. Сегодня непонятно, с чем обращаться к потенциальным потребителям”, — говорит Сапрыкин.

Кто на Броды?

Потребители каспийской нефти как раз таки есть. Это вышеназванные украинские НПЗ, потенциально заинтересованы в “Одесса-Броды” нефтеперерабатывающие заводы Центральной Европы и даже Австрии. По мнению Тодийчука, без аверсной работы нефтепровода Украина может потерять нефтеперерабатывающую отрасль и всю нефтетранспортную систему, которая сейчас, по его данным, недогружена на четверть. “Херсонский завод стоит, почти стоят западноукраинские заводы. И нефтепроводная система ежегодно теряет объемы. Без запуска “Одесса-Броды” в прошлом году мы потеряли 10 млн. тонн для прокачки”, — сообщает Тодийчук.

Что касается российской стороны — с ними тоже можно договориться, говорят “энергетические” эксперты. Для этого достаточно предложить альтернативный или более выгодный нефтепровод. “Транспортировка из Брод в Одессу является более дорогой и протяженной, чем по другим украинским трубопроводам”, — резюмирует Сапрыкин.

Елена ПАВЛЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.