Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Революция в Политехническом

[12:16 18 ноября 2010 года ] [ Ведомости, № 218, 18 ноября 2010 ]

В Политехническом музее, за модернизацию которого сейчас отвечает “Роснано”, свершается управленческая революция. Команде нового гендиректора, который называет себя кризис-менеджером, предстоит вытащить Политехнический из кризиса и превратить в современный музей науки и технологий.

Музей не менялся десятилетиями, пока на него не обратил внимание глава “Роснано” Анатолий Чубайс. В 2009 г. госкорпорация учредила некоммерческий фонд развития музея. В интервью Чубайс говорил, что Политехнический имеет для страны особое значение и он лично заинтересован, чтобы музей стал “современнее и человечнее”: “Это совершенно беспрецедентный музей<...> потрясающая история, о которой никакой Силиконовой долине и мечтать не приходится”.

С подачи “Роснано” в дело вмешался президент Медведев, поручив сотрудникам музея написать новую концепцию его развития. А нынешним летом Министерство образования и науки освободило от занимаемой должности 74-летнего Гурена Григоряна, руководившего музеем 24 года. Сотрудники написали письмо президенту: они были возмущены не только отставкой, но и вмешательством “Роснано” в управление музеем. В официальном сообщении Политехнического для прессы говорилось, что “Роснано” стремится “освоить историческое здание в центре столицы”. “Роснано” в ответном заявлении назвала это обвинение “абсурдным и безосновательным”.

Кризис управления

В августе 2010 г. в музее появился гендиректор помоложе — 69-летний профессор Борис Салтыков, который в 1991-1996 гг. был министром науки и технического развития. К моменту его назначения у музея накопилось слишком много проблем. По своему жанру он застыл в 80-х, сказал Салтыков в беседе с “Ведомостями”. “Экспозиции не хватает интерактивности, новых технологий, в музее нет маркетинга и других важных служб, на которых держатся бренды известных музеев мира”, — уверен Алексей Лебедев, заведующий лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии. Статистика посещений тоже не впечатляет: чуть более 400 000 человек в год. По данным издания The Art Newspaper, в 2008 г. Московский Кремль посетило 1,727 млн человек, Третьяковскую галерею — 1,389 млн, Музей имени Пушкина — 1,100 млн (данные самого музея), Эрмитаж в Санкт-Петербурге — 2,359 млн человек.

“Музей находится, мягко говоря, в аварийном состоянии: капитального ремонта не было 50 лет, — объясняет Андрей Трапезников, председатель попечительского совета фонда развития Политехнического музея. — Экспонируется только 13% коллекции, ежегодно обновляется не более 10% экспонатов”.

Главные причины плачевного состояния музея, по мнению Лебедева, — неэффективное управление и, как следствие, крайне скудное финансирование в последние годы.

Бизнес-инъекция

В сентябре в результате лоббирования “Роснано” подтянулись и государственные деньги — правительство постановило выделить на модернизацию музея 7,2 млрд руб. Она должна закончиться в 2016 г. Для этого Политехнический планируют закрыть в 2013 г. примерно на два года — совсем либо оставить работающими некоторые отделы. Обсуждается вопрос строительства еще одного здания для хранения музейных коллекций.

За 2009-2010 гг. “Роснано” инвестировала в Политехнический 45 млн руб. собственных средств, в дальнейшем планирует привлекать частные инвестиции, рассказал Трапезников. Деньги потрачены в основном на организацию тендера, в котором приняли участие 12 зарубежных и две российские компании — проектировщики музеев. Выиграла тендер британская компания Event Communications, участвовавшая в модернизации Музея науки в Глазго. К началу следующего года британцы должны подготовить архитектурно-концептуальный проект, который затронет всю содержательную часть музея, под ключ. “Мы думали, что проект в Шотландии был грандиозным по масштабам, но, изучив ситуацию в Политехническом, поняли, что это была всего лишь разминка перед работой в России”, — замечает Эстер Дагдейл, креативный директор Event Communications. Услуги британских консультантов обойдутся фонду в 300 000 евро, рассказал Салтыков.

Управленческую модель обновленного музея создает Ernst & Young, причем консультанты работают бесплатно. Вчера консультанты обеих компаний встретились в здании музея на Новой площади и договорились координировать разработки. Чтобы создать рекомендации для Политехнического, консультанты проанализировали опыт 11 лучших технологических музеев мира, например “Эксплораториума” в Сан-Франциско, Национального музея науки и промышленности в Лондоне, рассказал Денис Камышев, партнер Ernst & Young. Их отличает три важных особенности, объясняет консультант. Первое: у них всевозрастная аудитория. Второе: эти музеи обучают через интерактивное взаимодействие (например, в суперсовременном “Дойче музеуме” в Мюнхене есть зал, демонстрирующий анатомию человека: посетитель оказывается внутри организма, переходит по коридорам-артериям, видит, как функционируют органы). И, наконец, третье: это музеи не только прошлых достижений — они нацелены в будущее и демонстрируют новейшие достижения науки и технологий. При этом до 60-70% бюджета лучшие музеи генерируют сами: 40-45% приходится на музейный ритейл, лекции и семинары, а остальное — прямые доходы музея от продажи билетов и абонементов.

Новые люди

“Я увидел в этом вызов и огромную ответственность”, — говорит Борис Салтыков о своей новой должности. Сразу пришлось произвести кадровые перестановки: уволил замгендиректора по науке Лидию Кожину и нескольких сотрудников, отвечавших за работу лектория. Салтыков говорит, что прежний уровень мероприятий его не устраивал: “Разве что цыган с медведями не было!”

С сентября лекторием руководит Иван Богданцев, окончивший Лондонскую школу экономики по специальности “история и философия науки”. По его словам, раньше в лектории работало около 40 человек. Число сотрудников будет сокращено до 7-10. А принципы работы лектория уже изменилась. От длинных курсов отказались и сделали ставку на ярких лекторов — известных ученых, бизнесменов, общественных деятелей. Структура лекций теперь такова: 60% составляют естественно-научные темы( например, проводимые совместно с Intel, — о создании микропроцессоров, о клеточной биологии, об исследованиях работы мозга), 30% — социально-научные, 10% — общественно-политические дискуссии. Например, профессора РЭШ, в том числе Сергей Гуриев, читают курс “Экономика: просто о сложном”. В партнерстве с Полит.ру постоянно поднимаются политические темы. 23 ноября пройдет диспут о будущем журналистики, в котором примут участие Леонид Парфенов и Маттиас Мюллер фон Блуменкорн, главный редактор немецкого журнала “Шпигель”.

Мамонту не повезло

Конкурс среди проектировщиков музеев отсеял российских консультантов, в том числе лабораторию музейного проектирования, которую возглавляет Алексей Лебедев. “Иностранные проектировщики уже делали разработки для российских музеев, но пока нет ни одного успешно реализованного проекта”, — говорит он. В 2007 г. американская студия Leeser Architecture выиграла конкурс на разработку концепции Музея мамонта в Якутии, но дальше концептуального проекта дело не пошло. В том же году известный австрийский музеолог Дитер Богнер разработал концептуальное техническое задание для конкурса на строительство нового здания Пермской художественной галереи. Архитектурный конкурс состоялся, есть проект-победитель, но за три года строительство нового здания так и не началось, перечисляет Лебедев.

Музеи консервативны по сути и всегда сопротивляются изменениям, напоминает Галина Андреева, исполнительный директор Российского комитета международного совета музеев. Но в мире есть примеры преодоления такой негибкости, когда менеджменту музеев удавалось “подружить” традиции с инновациями, добавляет она. Получится ли это у новой команды Политехнического?.

Структура доходов

49,8 миллиона долларов составил бюджет за 2009 г. бостонского Museum of Science. Доходы от продажи билетов — 24%, 13% музей получил за счет продажи дополнительных услуг, в том числе сувенирной продукции, 16% покрывается за счет доходов от эндаумент-фонда, 28% — за счет пожертвований, 11% — за счет членских взносов, говорится в годовом отчете музея. В 2009 г. музей посетило 1,5 млн человек. Фонд целевого капитала в 2009 г. составлял $77,856 млн.

Лидеры посещаемости

Самые посещаемые из 11 крупнейших научно-технических музеев мира, по данным Ernst & Young:

Национальный музей науки и промышленности в Лондоне — 2,8 млн человек в год

“Дойче музеум” в Мюнхене — 1,5 млн

Музей науки в Бостоне — 1,5 млн

Музей науки и промышленности в Чикаго — 1,6 млн

Елена ГОРЕЛОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.