Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Уголь для госкомпании из “Донецкой Африки”

[18:11 25 апреля 2016 года ] [ Бизнес Цензор, 22 апреля 2016 ]

Кто и зачем поставляет на государственную генерацию “Центрэнерго” топливо из неподконтрольных Украине территорий под видом южноафриканского угля?

В декабре 2015 года у государственной компании “Центрэнерго” появился новый поставщик угля. Топливо начало отгружать Акционерное общество “РЖД Логистика”. По информации российского реестра ЕГРЮЛ, компания принадлежит ОАО “Российские железные дороги” (РЖД).

“Центрэнерго” — генерирующая компания, акции которой принадлежат государству. Она управляет тремя электростанциями: Трипольской в Киевской области, Змиевской — в Харьковской и Углегорской — в Донецкой. Трипольская и Змиевская станции работают на “антрацитовых” марках угля, Углегорская — на угле марки “Г” (газовый).

Сразу после революции правительство Арсения Яценюка поставило себе задачу — приватизировать компанию. Однако до этого момента предприятие не продано. С 2014 года оно постоянно попадало в скандалы, связанные с его поставщиками.

После Революции “Центрэенрго” возглавил Олег Жебский — соратник тогдашнего министра энергетики Юрия Продана. Он руководил предприятием до конца 2014. Жебского сменил донецкий бизнесмен Игорь Балабанов. В сентябре 2015 компанию возглавил Олег Коземко, который руководит ею и сейчас. Ни один из директоров компании не уходил без скандала.

Загадочный поставщик

По данным таможенной статистики, которая есть в распоряжении БизнесЦензор, первую поставку “РЖД Логистика” оформила 8 декабря 2015 года. В таможенной декларации поставщик указал, что уголь произведен Шахтоуправлением “Садкинское”, входящее в российскую “Южную угольную компанию”, которая добывает уголь в ростовской области РФ.

Как сообщало издание “Инсайдер”, еще в августе 2015 года украинская госкомпания по внешнеэкономической деятельности “Укринтерэнерго” заключила контракт с московской фирмой “Русснефтедобыча” на поставку 150 тысяч тонн угля марки “А”. Топливо предназначалось для “Центрэнерго”.

Тогда же “Укринтерэнерго” заключила контракт на поставку угля с гонконгской компанией Arida Global Limited.

Судя по всему, “РЖД Логистика” осуществляет поставки в рамках договоренностей, заключенных в августе 2015 года. Впрочем, логистическая компания была записана отправителем груза лишь формально.

В самом конце 2015 года, 30-31 декабря “РЖД Логистика” оформила на украинской таможне ввоз 11 тысяч угля марки “А” (антрацит). На этот раз продавцом в таможенных декларациях было указано не ШУ “Садкинское”, а гонконгская компания Cortex Sales Limited.

кортекс

Согласно гонконгскому реестру Cortex Sales была создана в ноябре 2011 года. Arida Global, с которой велись переговоры в августе 2015 года, также создана в 2011 году.

Поставки антрацита компанией Cortex Sales продолжились и в 2016 году. Согласно таможенной статистике, с января по март в Украину было поставлено около 150 тысяч тонн угля. Притом, заказчиком выступила Змиевская ТЭС “Центрэнерго”.

В зависимости от загрузки ТЭС, “Центрэнерго” сжигает от 4 до 6 млн тонн угля в год. Таким образом, новый трейдер поставляет сравнительно не большой объем.

Кроме Cortex Sales, государственная генерация в начале года закупила около 170 тысяч тонн “антрацитового” угля у южноафриканской угледобывающей компании Osho SA Coal. Эта поставка была оформлена таможней 15 января. Уголь Osho обошелся “Центрэнерго” в 224 млн грн, не учитывая доставку из порта к кстанциям.

Еще около 11 тысяч тонн для Центрэнерго поставила российская “Угольная компания “Кузбассразрезуголь”. Она входит в холдинг “Уральская горно-металлургическая компания” (УГМК) российских бизнесменов Искандера Махмудова и Андрея Бокарева.

Средняя цена топлива, ввезенного Cortex Sales, составила 1510 грн за тонну. Исходя из валютного курса в первом квартале 2016 года, это составляет около $60 за тонну.

Примечательно, что в соответствии с контрактом между “Укринтерэнерго” и российской “Русснефтедобычей”, заключенным в августе 2015 года, цена угля должна была составить $60,5 за тонну. Общая стоимость угля Cortex за первый квартал 2016 года превысила 220 млн грн.

Цена не та

Самый большой вопрос к поставщику — происхождение угля. В таможенной декларации указано, что уголь, поставляемый Cortex, произведен в Южной Африке. Этого не может быть — хотя бы из-за несоответствия цены.

Сейчас структуры ДТЭК Рината Ахметова внутри холдинга покупают уголь собственных шахт по 1500 грн за тонну.

Cortex осуществляет поставку на условиях DAP. Это означает, что в стоимость входит доставка топлива на склад ТЭС. Закупка угля из ЮАР в 2016 году обошлась “Центрэенрго” в $58 за тонну на условиях CIF. Это означает, что в стоимость входит доставка груза лишь в порт “Южный”. Оттуда его еще нужно довезти до складов станций.

Когда “Центрэнерго” в 2015 году закупил 160 тысяч тонн угля у трейдера Mercuria, его доставка от порта “Южный” к складам ТЭС обошлась в $12 за тонну.

Таким образом, если бы Cortex поставлял действительно африканский уголь, он обошелся бы госкомпании не менее чем в $70 за тонну на условиях DAP.

На момент публикации в “Центрэнерго” на запрос “БизнесЦензор” о поставщиках топлива не ответили. Между тем, в компании пообещали отреагировать на информацию о закупках топлива в ближайшее время.

Происхождение угля

Зачем трейдер подтасовал документы о происхождении угля?

Условия поставки указывают на то, что Cortex поставляет не российский, не африканский, а украинский уголь с оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей.

“Все вопросы связаны не с тем, как уголь поставить. А с тем, как за него заплатить. Из-за того, что нет возможности наладить нормальные взаиморасчеты с оккупированными территориями, возникают такие схемы”, — рассказал на условиях анонимности один из участников угольного рынка.

Дополнительным доказательством этому является статистика “Укрзализныци”. В распоряжении “БизнесЦензор” оказались цифры за октябрь 2015 года. В ней указаны наименование груза, количество вагонов, станции погрузки и выгрузки.

Если проанализировать поставки из России, самое большое количество вагонов грузилось на станциях в Ростовской области, которые находятся недалеко от границы с Украиной.

“Нелегальный уголь из ЛНР-ДНР автотранспортом вывозится в Ростовскую область, там получает сертификат производителя, грузится в вагоны и уже под видом легального поставляется в Украину на государственные ТЭС”, — рассказал БизнесЦензор источник в Министерстве энергетики и угольной промышленности, пожелавший не называть себя.

Сергей ГОЛОВНЕВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.