Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Угольная промышленность Украины: факты, цифры, перспективы

[16:09 03 июня 2010 года ] [ Газета 2000, №21, 28 мая - 3 июня 2010 ]

В 2009 г. в стране добыто в 2,25 раза меньше угля, чем 20 лет назад.

Нынешняя непростая обстановка в энергетическом секторе повышает роль и значение украинского угля как гаранта энергетической независимости государства. Однако состояние угольной отрасли вызывает серьезные опасения. В 2009 г. в стране добыто в 2,25 раза меньше угля, чем 20 лет назад. Попытка дать ответ, в чем причина такой деградации, и наметить направления перелома ситуации делается в настоящей статье.

Во исполнение мартовского 1992 г. указа Президента Госуглепром совместно с Минэкономики и АН Украины разработал “Программу развития угольной промышленности и социальной сферы шахтерских регионов до 2005 года” (программа “Уголь” — утверждена постановлением Кабмина, март 1994 г.). Она предусматривала повышение производственных мощностей ряда действующих шахт и разрезов; реконструкцию 46 шахт, завершение строительства 22 и закрытие 51 угледобывающего предприятия; доведение добычи угля в 2005 г. до 155—158 млн. т; улучшение социальной сферы шахтерских регионов, повышение социальной защиты работников; оздоровление финансового состояния; создание законодательной базы рыночных отношений. Но при этом не были учтены вся специфика рыночной системы и особенности переходного периода. Фактор обеспеченности финансированием был недооценен. В итоге добыча угля в год предполагаемого завершения программы (2005 г.) составила половину намеченной. Производственная мощность шахт снизилась на четверть, а добыча угля — почти на 40%.

В дальнейшем сложилась практика, когда после принятия программного документа выясняется, что прогнозные показатели не достигаются, директивные органы называют причины такого положения и в очередной раз намечают пути их устранения. А добыча угля продолжает снижаться.

Так, уже в феврале 1996 г. указом Президента Украины “О структурной перестройке угольной промышленности” намечалось ликвидировать неперспективные угольные предприятия. А также обеспечить: финансовое оздоровление отрасли, социальную защиту высвобождаемых работников, приватизацию шахт и создание конкурентного рынка угля.

Но фактически активно осуществлялась лишь ликвидация шахт, которая продолжается и сегодня. Решение остальных задач не было завершено. Как отмечала Счетная палата, закрытие шахт сопровождается разбазариванием пригодного к эксплуатации имущества, нецелевым использованием и незаконным присвоением бюджетных средств; крайне слабо ведется защита высвобождаемых работников. Для руководства процессом закрытия шахт созданы три региональных управленческих структуры. На этот процесс уже затрачено более десятка миллиардов бюджетных средств, но большинство переданных под закрытие шахт из реестра госпредприятий все еще не исключены. Средства распыляются и используются неэффективно.

В сентябре 2001 г. Кабинет Министров, не ожидая завершения программы “Уголь” и отметив причины кризисного состояния отрасли (бартер, несовершенство налоговой, бюджетной и финансово-кредитной систем, низкие темпы приватизации шахт, убыточность, несвоевременные выплаты и низкий уровень зарплат и пенсий, неэффективное управление), утвердил очередную программу — “Украинский уголь”. Наряду с ростом добычи угля в 2010 г. до 110,3 млн. т она предусматривала сокращение числа действующих шахт с 190 до 159, снижение зольности угольной продукции с 23,1% до 22,8%, повышение производительности труда работника с 21,7 до 28 т/мес., снижение себестоимости с 131,7 до 123,9 грн./т при средней цене 122 грн./т. Намечалось завершить строительство трех новых шахт, реконструировать 39 и передать под закрытие 38 шахт, а под строительство новых шахт — 10 участков. Эта программа также не была выполнена. Уже в 2004 г. добыча угля оказалась ниже предусмотренной на 30%, его зольность — выше на 7 пунктов, себестоимость — на 87,6%, цена — на 80%, а убытки выросли в три раза.

Неоднократно изменялась организационная структура управления отраслью. Функции Минуглепрома передавались Минтопэнерго; шахты как технические единицы объединялись в шахтоуправления или выводились из их состава; создавались холдинговые компании, которые преобразовывались в государственные предприятия (ГП). Изменялись права (вплоть до лишения самостоятельности) шахт; часть их была передана в частную собственность. В 2009 г. на государственных предприятиях Минуглепрома (27 ГП и 9 акционерных обществ различного типа) добыто менее 60% всего украинского угля.

В апреле 2001 г. Верховная Рада поручила Кабинету Министров до конца года утвердить “Энергетическую стратегию Украины до 2030 года”. При этом предлагалось разработать рациональные топливно-энергетические балансы страны, уменьшить абсолютные объемы природного газа, увеличить долю потребления угля; обеспечить экономически оправданный рост объемов добычи угля и использования шахтного метана. Но такой документ так и не был представлен на утверждение в Верховную Раду, и только через 5 лет — в марте 2006 г. — был одобрен Кабинетом Министров.

В течение 10 лет велись поиски приемлемого варианта государственной поддержки убыточных шахт. В августе 2003 г. Кабмин утвердил порядок предоставления господдержки угледобывающих предприятий за счет средств государственного бюджета на частичное покрытие затрат по себестоимости продукции и на строительство и техническое переоснащение предприятий по добыче угля. Эти средства должны использоваться для уменьшения себестоимости и повышения производительности труда.

Порядок господдержки постоянно уточнялся, но его основной принцип — распределение средств на частичное покрытие затрат по себестоимости пропорционально убыткам шахт — сохранился. Это абсолютно не стимулирует поиск резервов, поддерживает стремление сохранить убыточность, чтобы иметь право на господдержку, и улучшению показателей отрасли не способствует. Нередко средства направляются на иные цели: погашение долгов прошлых лет по заработной плате, за кредиты, за использованную электроэнергию. Принцип господдержки на техническое переоснащение не свободен от элементов субъективизма, часто носит форму “бесплатного подарка”, и экономное использование выделяемых средств также не стимулируется.

В Украине формирование цен на угольную продукцию законодательно не урегулировано, а подзаконные акты, как отмечалось в решении СНБО (август 2008 г.), часто лишь ухудшают ситуацию. Так случилось, когда по рекомендациям Меморандума взаимопонимания между Кабинетом Министров и предприятиями горно-металлургического комплекса (ноябрь 2008 г.) цены на угольную продукцию стали устанавливать исходя из уровня цены квадратной заготовки украинского производства на внешнем рынке. Абсурдность такого подхода очевидна. (Его можно сравнить с установлением цены на товарную пшеницу исходя из цены бубликов!) А в результате в конце 2008-го — начале 2009-го гг. резко снизились цены коксующегося угля на внутреннем рынке, объемы его реализации и добычи.

Ценообразование на угольную продукцию должно совершенствоваться, но на основе экономически обоснованных, а не базарных методов.

Примером формализма является “Концепция развития угольной промышленности”, одобренная Кабинетом Министров в июле 2005 г. Она предусматривала повышение объемов добычи (в 2010 г. — до 90,9 млн. т, в 2015 г. — до 96,5 млн. т, в 2030 г. — до 112 млн. т); расширение объемов приватизации предприятий, урегулирование взаимоотношений государства с такими предприятиями в части обеспечения энергетической безопасности и охраны труда, рационального использования недр; усовершенствование управления отраслью и другие меры.

Всего лишь через три года, в мае 2008 г., Кабинет Министров одобрил еще одну “Концепцию реформирования угольной промышленности”, базирующуюся на принципах принятых ранее документов, в том числе и концепции 2005 г. В ней сделан упор на приватизацию шахт, осуществить которую оказалось невозможно главным образом из-за отсутствия законодательного решения проблемных вопросов, связанных с принципами передачи убыточных шахт в частные руки.

Логика подсказывает последовательность: концепция — стратегия — программа, где каждый последующий документ базируется на положениях предыдущего. Но концепция 2008 г., наоборот, предусматривает достижение показателей ранее утвержденной “Энергетической стратегии”. А главное — она не содержит концептуальных идей реформирования и развития отрасли.

Изложенное выше подтверждает утверждение, прозвучавшее в докладе НАН Украины “Новый курс: реформы в Украине. 2010—2015”: “В Украине никогда не было недостатка проектов, концепций, программ, но все они остались на бумаге”.

Поскольку реформами принято называть преобразования экономического порядка, приводящие к прогрессивным изменениям, считать изменения в угольной отрасли за годы независимости реформированием нет оснований. Нужны новые подходы и иная концепция ее развития.

В апреле 2009 г. я утверждал, что для выхода из кризиса окрепшими необходимо наряду с антикризисными мерами осуществлять программы перспективного развития экономики, начиная с повышения эффективности использования фундаментальных ресурсов страны, энергетических и продовольственных (статья “Рынок в своей основе должен быть организованным”, “Голос Украины”, № 42, 7.03.2009). Но этого не произошло, и прошедший год, по крайней мере для угольной промышленности, полностью потерян.

В 2009 г. на шахтах Украины ежесуточно добывалось на 25,7 тыс. т угля меньше, чем еще 5 лет назад. Число действующих очистных забоев сократилось с 349 до 262, а их протяженность, которую шахтеры называют “фронт работ”, — на 12,5 км. Это свидетельствует, что показатели угольной отрасли, намеченные “Энергетической стратегией”, без особых мер также не будут достигнуты.

Новый министр угольной промышленности в апреле 2010 г. на пленуме ЦК профсоюза работников угольной промышленности Украины привел вопиющие факты. Бюджетные средства на поддержку отрасли направлялись в 2009 г. на выплату заработной платы. Происходило беспрецедентное разворовывание средств. Из отрасли выведено от 5 до 6 млрд. грн. Более половины действующих шахт, где занято треть трудящихся, добывали меньше 500 т угля в сутки. За два последних года отрасль покинули 17 тыс. человек. На шахтах осталось всего 20,4 тыс. горнорабочих очистного забоя, 16,4 тыс. проходчиков. В 2004 г. их было соответственно 34,1 тыс. и 23,9 тыс. Угрожающей стала возрастная структура работников. На подземных работах пенсионеры составляют 46,2%, а на поверхности — 30,8%.

Сокращение численности работников — это не следствие падения объемов производства, как пытаются доказать некоторые, а его причина.

Закон “О престижности шахтерского труда” ожидаемого результата не дал. Поскольку пенсионные льготы для молодого человека — дело далекого будущего, уровень заработной платы является основным фактором, способным привлечь его к работе в шахте. Предусмотренное законом обязательное повышение на 30% тарифных ставок шахтерам на подземных работах не подкреплено реальными средствами.

Выходит, что средства для гарантированного законом повышения ставок шахтеры должны зарабатывать сами! Очевидно, эта льгота, регламентированная и Отраслевым тарифным соглашением, должна финансироваться за счет государственного бюджета и предоставляться работникам всех предприятий независимо от форм собственности. Хочу подчеркнуть, что административное повышение тарифных ставок и уровня заработной платы вне связи с производительностью труда может применяться только в исключительных случаях, например в условиях жестокого кризиса, как это было в 2009 г., но не как система. От повышения заработной платы путем пересмотра ставок необходимо перейти к созданию условий для непрерывного роста производительности и на этой основе — к повышению зарплаты.

Нынешний Кабинет Министров, объективно оценив чрезвычайно сложное состояние экономики, не пытается приукрасить картину. В правительственной Программе экономического и социального развития на 2010 г. предусмотрен рост добычи угля шахтами Минуглепрома всего на 1,7%. Но задуматься над концептуальными моментами, способными предотвратить гибель отрасли и обеспечить ее развитие в будущем, необходимо уже сейчас. Такими моментами должны стать создание материальной основы для стабильной, рентабельной работы отрасли и последовательный отказ от государственной бюджетной поддержки.

Я не сторонник обязательной, за счет бюджетных средств, капитализации убыточных государственных шахт как предварительного условия их приватизации. Ведь после этого они станут прибыльными и приобретут иной экономический статус. Я не считаю приватизацию панацеей от всех бед, но в нынешних условиях частный собственник оказывается эффективнее государственного. В то же время я — противник бесплатной или за символическую плату передачи убыточных шахт в частные руки. Подобное преимущество следует установить для предприятий, которые берут в аренду целостные комплексы своих производств, доводят свою долю собственности в их общей стоимости не менее чем до 80% и при этом инвестируют в расширенное воспроизводство, строительство вертикальных стволов, новых горизонтов, продлевающее на десятки лет жизнь шахты, суммы, в несколько раз больше стоимости средств, остающихся к моменту окончания аренды собственности государства. За землю под объектами целостных имущественных комплексов должна вноситься плата (десятки миллионов гривен) по установленным ставкам в полном размере. Такая форма передачи государственной собственности коллективам вполне закономерна и экономически оправданна.

Резко отказаться от господдержки на частичное покрытие затрат по себестоимости нельзя. Следует действовать постепенно, но настойчиво, уменьшая ее размеры всеми допустимыми способами:

— связать размеры выделяемых шахтам средств государственной поддержки с ростом объемов добычи и снижением себестоимости;

— отказаться от господдержки технического переоснащения в нынешней безвозмездной форме и перейти к возвратной форме, когда кредит будет погашаться предприятием за счет экономического эффекта от его использования. (Если, например, кредит направлен на оснащение новой высокопроизводительной лавы, он должен погашаться за счет сумм, полученных от реализации дополнительных объемов добычи угля). А проценты за кредит станет погашать государство из бюджета;

— предоставить шахтам статус юридического лица и полную финансовую самостоятельность;

— совершенствовать ценообразование и сбыт угольной продукции; ГП “Уголь Украины” ликвидировать, предоставить руководителям шахт право реализовать продукцию самостоятельно по прямым договорам; одновременно повысить личную ответственность (вплоть до уголовной) первых руководителей шахт и обогатительных фабрик;

— передавать целостные имущественные комплексы убыточных шахт в аренду их трудовым коллективам с преимущественным правом льготного приобретения государственной доли собственности после завершения срока аренды;

— привлекать внешние инвестиционные ресурсы, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства;

— временно консервировать или присоединять к успешно работающим предприятиям убыточные шахты с относительно большими остаточными запасами угля, приведение в рабочее состояние горного хозяйства которых требует значительных затрат;

— убыточные шахты с добычей 100—150—200 т в сутки, малыми остаточными запасами и очень высокой себестоимостью, значительно превышающей цену реализации, незамедлительно передавать под закрытие;

— провести аудит всех проектов закрытия шахт и их исполнения, выявить объемы работ, не относящиеся к закрытию; установленные в результате аудита факты нецелевого использования и хищения средств передавать правоохранительным органам. Сконцентрировать средства, предусмотренные сметами, и обеспечить ускоренную ликвидацию шахт, переданных под закрытие. Социальную защиту высвобождаемых работников поручить обладминистрациям, передав им соответствующие средства; работники, высвобождаемые при закрытии шахт, должны переводиться на другие, успешно работающие предприятия отрасли.

Перечисленные меры (за исключением закрытия и консервации шахт) являются в основном организационными и не требуют больших дополнительных затрат, к их реализации можно и нужно приступать как можно быстрее.

Необходимо активизировать деятельность научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений, направленную на создание более эффективных способов разработки месторождений, технологий и технических средств добычи угля на пластах малой мощности на больших глубинах, готовиться к расширению масштабов нового строительства и реконструкции шахт с резким увеличением производственной мощности.

Надо учесть, что в последние годы окончательно разрушено ПО “Укруглегеология”. Разведка угольных месторождений практически не ведется. При наличии огромных запасов угля страна останется без разведанных запасов для воспроизводства шахтного фонда.

Настало время изучить целесообразность использования тепловой энергии глубинных пород, осветления шахтных вод до состояния питьевой; возобновить исследования подземной газификации угля и, конечно, решительно расширять утилизацию шахтного газа — метана с получением из него электро- и теплоэнергии. Использование результатов даже части перечисленных направлений будет способствовать повышению конкурентоспособности украинского угля.

Еще в советское время было доказано, что даже при самом передовом техническом оснащении на шахтах, построенных в середине прошлого века и ранее, достичь показателей, способных обеспечить конкуренцию отечественного угля с импортным, невозможно. Поэтому решающим направлением реформирования угольной отрасли должна стать коренная перестройка, а по существу создание новой отрасли путем реконструкции наиболее перспективных шахт с обязательным увеличением (более 3 млн. т в год) производственной мощности и полным техническим переоснащением, а также строительство новых шахт мощностью 3,5—4,0 млн. т.

Создание новой отрасли, если мы хотим иметь через 15—20 лет собственную угольную промышленность, — единственно правильное решение!

Я сознательно не упоминал в этой статье о достижениях шахтеров Украины, значительно превосходящих средние показатели, о рекордных нагрузках очистных забоев и темпах проведения подготовительных выработок, о неординарных инженерных решениях, позволивших в три и более раз превысить проектную производственную мощность шахты без ее остановки или снижения добычи, превратить шахтный газ метан в источник дополнительного дохода и снижения себестоимости угля. Все это — результаты работы высококлассных специалистов, организаторов производства. И впредь эти люди, как и вся армия шахтеров, будут делать все от них зависящее, чтобы возродить угольную промышленность — основу энергетической безопасности державы! Задачи государства — создавать для этого необходимые условия и оказывать всестороннюю поддержку, а не мешать!

Ефим ЗВЯГИЛЬСКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2012-07-17 14:08:51] [ Аноним с адреса 93.73.173.* ]

Это чистой воды угольная порода! Фактическая добыча на 20-30% набирается за счет той угольной породы, которую добывал еще Стаханов. Теперь ее подмешивают в ту негорючую смесь, которую обязан выкупать у шахт ГП "Уголь Украины". Иными словами, угольная промышленность Украины устроена по принципу натурального хозяйства, управляемого властями, с использованием рабского труда (за мизерную зарплату, частично выплчиваемую тем же углем). До тех пор, пока Украина будет за счет всех налогоплательщиков страны содержать свою угольную промышленность только для того, чтобы наполнять "донецкий общак", она будет деградировать во всех направлениях социально-экономического существования. В Украине нет ресурсной базы для промышленной экономически рентабельной добычи угля. Все современные проекты газификации угольной породы китайскими технологиями тоже преследуют цель дерибана инвестиционных денег, которые будут возвращать все те же украинские налогоплательщики (по 150 долл. с каждого налогоплательщика). Донецкий уголь содержит 23% железа и 9% серы, и его "газификация" ничего кроме вони не может фабриковать!

[2012-07-17 14:03:41] [ Аноним с адреса 93.73.173.* ]

Современная угольная промышленность в Украине выстроена по принципу "главной кровосиси" всей национальной экономики, то есть zdkztncz магистральныv денежным проводом между государственным бюджетом и "донецким общаком". Даже нелегальные копанки жестко контролируются местными властями, которые не только "крышуют" этот вид неандертальной углодобычи, не только организуют ее сбыт местным государственным шахтам, но и взимают с них "горную ренту" (по разным сведениям - от 30 до 70 грн. с тонны). Все конпеции, стратегии и программы - это обычная разводка всех украинских налогоплательщиков при том, что тто, что добывается большинством угольных шахт нельзя назвать углем. Это чистой воды угольная порода. Фактическая добыча на 20-30 набирается за счет той угольной породы, которую добывал еще Стаханов. Теперь ее подмешивают в ту негорюсую смесь, которую обязан выкупть у щакт ГП "Уголь Украины". Иными словами, угольная промышленность Украины устроена по принципу натурального хозяйства, управляемого властями, с использованием рабского труда (за мизерную зарплату, частично выплчиваемую тем же углем). До тех пор, пока Украина

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.