Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Укрзалізниця” прокатит по-новому

[12:22 25 января 2012 года ] [ Лица, 16 января 2012 ]

“Железка” перестает быть социальным видом транспорта.

“Укрзалізниця” реформируется. Для оптимизации расходов компания сократила 23 государственных и международных сообщения, отменяет остановки пригородного сообщения и повышает стоимость проезда.

Первая волна реформ на железной дороге запланирована на 2012-2013 гг., и украинцы уже начали ощущать “покращення” — в плоскости ущемления права на свободу передвижения.

Копейка рубль бережет

Железнодорожники “затягивают пояса”. “Укрзалізниця” встала на путь оптимизации своих затрат, чтобы максимально снизить убыточность.

Как известно, немалые финансовые потери “Украинским железным дорогам” приносят именно пассажирские перевозки. По словам генерального директора “Укрзалізниці” Владимира Козака, за текущий год железная дорога потеряла 6,1 млрд грн. на пассажирских перевозках, в том числе государство задолжало “Укрзалізниці” 370 миллионов гривен за перевозку льготников.

Во все времена убытки от пассажирских перевозок покрывались за счет прибыльно­сти перевозок грузовых (т.н. перекрестное субсидирование), но сегодня грузовые перевозки сами нуждаются в существенных инвестициях. “Пригородные пассажирские перевозки всегда были убыточными и, в принципе, они существовали и продолжают существовать за счет перекрестного субсидирования от грузовых перевозок. Сегодня наступил износ подвижного состава (локомотивы, вагоны и т.д. — авт.). Они уже модернизации в большом проценте не подлежат, потому что отслужили не только срок эксплуатации, но и продленный срок эксплуатации (после капремонта — авт.). Это составляет определенную угрозу безопасности движения, поэтому их нужно списывать”, — рассказал корреспонденту газеты “Лица” источник на Приднепровской железной дороге.

 

Железнодорожников ждут “завуалированные” сокращения

“Укрзалізниця” занялась сокращением наиболее убыточных сообщений, отменой нерентабельных остановок, оптимизацией работы железнодорожников и требует от государства разрешения на повышение тарифов на проезд. Такие действия руковод­ства железнодорожной компании по снижению убыточности напрямую связаны с будущим акционированием “Украинских железных дорог”.

Потерять навсегда?

С 1 ноября 2011 года “Укрзалізниця” избавилась от 23 междугородних и международных сообщений, из них: 7 рейсов в Россию, по одному в Польшу и в Казахстан, остальные — по Украине. Сокращена периодичность курсирования 13 пар поездов.

И это только начало — в 2012-ом Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины продолжит отменять поезда и остановки.

Студент Марк Ведясов один из первых прочувствовал на себе “покращення”. 30 ноября 2011г. парню необходимо было приехать в Чернигов, куда и ранее ездил из Днепропетровска на поезде Симферополь-Чернигов. Обратившись в кассу железнодорожного вокзала Днепропетровск-главный, он узнал, что этот поезд недавно (в начале ноября — авт.) отменили и теперь ему придется добираться до пункта назначения через Киев.

Для молодого парня поездка оказалась не только выматывающей, но и дорогой. Марк по “студенческому” купил проездной билет до столицы, который обошелся порядка 60 грн., а уже из Киева в Чернигов добирался на автобусе. Стоимость проезда на автобусе из столицы до Чернигова составляет больше половины стоимости проезда от Днепропетровска до Киева — 40 грн. Так что для студента поездка вылилась “в копеечку”.

Проект графика движения поездов на 2012-2013 гг. предусматривает отмену еще 76 пар поездов, изменение 35 междугородних маршрутов, отмену 96 прицепных и беспересадочных вагонов, а также переход на эксплуатацию поездов “Хюндай”. Кроме того, монопольная железнодорожная компания планирует продолжить сокращение остановок поездов междугороднего и пригородного сообщения.

Таким образом, Приднепровская железная дорога (ПЖД) будет практически отрезана от “внешнего мира”. Из международных сообщений останутся только поезда на Москву и Санкт-Петербург. Отменены прицепные и беспересадочные вагоны на Калининград, Адлер, Кисловодск, Астану, Владивосток, Уфу, Баку, Берлин и Варшаву.

Зато из Днепропетровска в Киев добраться будет можно: с января 2013 года из Днепропетровска в столицу запустят 3 пары поездов “Хюндай” (в дневное время), плюс поезд Запорожье-Киев.

А вот, например, до Трускавца нужно будет добираться из Львова, так как маршрут Днепропетровск-Трускавец укоротят до города Льва. В общей сложности на ПЖД планируют отменить 4 пары составов, изменить 13 маршрутов следования, убрать 17 прицепных и беспересадочных вагонов.

Цифра

6,1 млрд грн. — такую сумму, по предварительным прогнозам, составит убыток “Укрзалізниці” от пассажирских перевозок дальнего и пригородного сообщения по итогам 2011 года.

В случае, если этот проект утвердят, Украина может потерять международные сообщения раз и навсегда. Линии сообщения, маршруты отмененных украинских поездов моментально займут “Российские железные дороги” (РЖД), что будет способствовать, в том числе, и трудоустройству на “РЖД”. Вернуть упущенные маршруты в будущем будет практически невозможно.

“Мы сейчас потеряем поезда, которые уходят за границу. Мы потеряем “окно”. Его моментально россияне забьют своими поездами. Как это было с поездом Мариуполь-Санкт-Петербург. Один день ходил поезд Харьков-Санкт-Петербург, а второй день —Мариуполь-Санкт-Петербург. Мариуполь по каким-то причинам от него отказался. Россияне моментально поставили (на этот путь — авт.) поезд Белгород-Москва. Так что россияне забьют эти “окна” поездами и устроят свою рабочую силу. А мы это сейчас допускаем…”, — рассказывает председатель Свободного профсоюза Харьковского вагонного участка №1 (СПХВУ №1) Южной железной дороги Александр Абросимов. Он считает, что необходимо оставить “окна” за собой и не отменять поезда. В крайнем случае, пускать их реже.

Остановки не по требованию

Приднепровская железная дорога начала отменять нерентабельные остановки электричек. “В 2011 году отменено 92 остановки поездов пригородного сообщения, а в 2012 году планируется отменить еще 36”, — сообщил корреспонденту газеты “Лица” начальник службы пригородных пассажирских перевозок ПЖД Игорь Черепанов. По его словам, это связано, прежде всего, с низким уровнем пассажиропотока на от­дельных остановках и станциях.

По данным же “Укрзалізниці”, подвижной состав наименее эффективно используется на Приднепровской и Одесской железных дорогах. В связи с этим планируется отменить 1.686 остановок.

Процесс отмены пригородных остановок спровоцировал поток жалоб в адрес руковод­ства ПЖД. Но, как выяснилось, влияние на процесс могут оказать только местные органы власти, обосновав необходимость остановок.

Специалисты ПЖД систематически мониторят пассажиропоток (количество проданных билетов и количество пассажиров, которые ездят на пригородных и междугородних поездах — авт.). В случае, если на некоторых остановках садится один, два, три пассажира, то тогда руководство железной дороги принимает решение отменять отдельные маршруты и остановки пригородных электропоездов. “Существующая схема маршрутов, которая была утверждена когда-то в СССР, не проверялась, так как бюджет советской железной дороги позволял “закрывать глаза” даже на полупустые электрички”, — пояснил источник в ПЖД.

“Укрзалізниця” “пойдет по головам”

Сэкономить собираются и на персонале. По словам железнодорожников, руководство создает такие условия, при которых некоторым придется уволиться. Например, работник Днепропетровского локомотивного депо Юрий говорит, что им уже сокращают рабочее время. “В связи с отменой большого количества пассажирских поездов, которые обслуживало депо, работники попросту остались без работы, то есть при месячной норме 170 часов, люди “накатывают” 90-100 часов, соответственно, получают меньшую заработную плату, чем обычно. Поэтому вынуждены увольняться. Это скрытый смысл слов Владимира Козака (гендиректора “Укрзалізниці” — авт.), что “не будет сокращено ни одного человека”. И я уверен, что это не единственное предприятие в сети железных дорог Украины, где сложилась такая ситуация”, — рассказывает помощник машиниста. А вот что говорит железнодорожник Сергей из Симферополя: “Сокращают не работников, а должности. И сокращают ударными темпами. Освободившимся работникам предлагают вакансии по всей “Приднепровке”. Например, я живу в Симферополе, а мне предлагают работу в Запорожье. Вот это забота!”

“Укрзалізниця”, скорее всего, увеличит ответственность железнодорожников, чтобы увольнять людей, основываясь на мельчайших погрешностях. Так считает и председатель СПХВУ №1 ЮЖД Александр Абросимов: “Идет сокращение поездов, это, естественно, приведет к сокращению персонала. Владимир Козак лично мне заявил, что сокращения никакого не будет, но будут “завуалированные” сокращения. Они будут скрыты: человеку предоставят работу, на которую он практически не сможет перейти. Например, начальнику поезда предложат работать дежурным по станции где-то за 200 км от места проживания”.

По словам Абросимова, он обратился к руководству “Укрзалізниці” с требованием начать сокращение с себя, “со своих кабинетных работников, с кабинетных работников дочерних железных дорог, а потом только доходить до железнодорожников”.

Готовьте денежки

В скором времени следует ожидать и повышения стоимости проезда в пригородных электропоездах. С 12 января 2012 года стоимость проезда в поездах пригородного сообщения Приднепровской железной дороги возрастет на 9%. Об этом 28 декабря 2011 года сообщил начальник службы пригородных пассажирских перевозок Приднепровской железной дороги Игорь Черепанов.

“С целью повышения доходности перевозок пассажиров в поездах пригородного сообщения и на основании указа начальника железной дороги (Приднепровской — авт.) “Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров в поездах пригородного сообщения по территории Днепропетровской, Криворожской, Запорожской и Крымской дирекций железнодорожных перевозок”, с 12 января 2012 года вводятся в действие новые утвержденные тарифы на перевозку пассажиров в поездах пригородного сообщения. Повышение тарифов касается первых семи тарифных поясов в среднем на 9%. Тарифы других поясов остаются без изменений”, — объяснил начальник службы пригородных перевозок ПЖД.

Согласно ст. 9 Закона Украины “Про железнодорожный транспорт”, “тарифы на перевозку пассажиров и багажа пригородного сообщения устанавливаются железными дорогами на основе согласования с местными органами исполнительной власти”.

Всего на Приднепровской железной дороге 21 тарифный пояс. Седьмой тарифный пояс — расстояние проезда до 60 км.

Правда, уже 30 декабря в СМИ появилось сообщение о решении первого вице-премьер-министра экономического развития и торговли Украины Андрея Клюева отменить планы “Укрзалізниці” по повышению стоимости проезда в пригородном железнодорожном электротранспорте.

Такое предновогоднее известие “с барского плеча” Андрея Клюева если и приостановит грядущее подорожание, то, скорее всего, не надолго. Стратегия реформирования “железки” никак не обойдется без повышения стоимости проезда.

Денег нет, а жить хочется хорошо…

Неужели “Укрзалізниця” настолько убыточна, что не может покрыть потери от пассажирских перевозок прибылью от грузовых и предоставления других услуг? Ответ на этот вопрос нашли украинские журналисты. По данным Тsn.ua, например, служба материально-технического снабжения Львовской железной дороги приобрела 200 урн для своей “железки” по цене свыше 5 тысяч гривен за каждую. При том, что средняя рыночная цена одной уличной урны колеблется в пределах 600-1.000 гривен.

Пример растранжиривания “Украинские железные дороги” демонстрируют часто. Например, в августе текущего года Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины побаловала себя дорогостоящими мобильными телефонами модели Nokia 6700c Gold, да еще и по завышенной цене. Корпус этих аппаратов, согласно документации, покрыт 18 каратами золота. “Игрушки” обошлись компании в 328 тыс. грн.

Кроме того, Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины предложила ПЖД купить в следующем году один вагон для спецперевозок стоимостью 8(!) млн грн.

Кстати

Приписной парк пассажирских вагонов Приднепровской железной дороги составляет 1.716 вагонов, из которых 1.669 — пассажирских. Более половины из них (883 вагона или 51%) эксплуатируются 28 лет и более.

За 11 месяцев 2011 года на магистрали выполнили техническое диагностирование 127 вагонов, которые уже исчерпали установленный срок службы. 108 вагонам продлен срок эксплуатации, и после предложенного ремонта они вновь будут перевозить пассажиров. 19 вагонов, из-за полной изношенности, списаны.

Та ли это “перестройка”?

Руководство “Укрзалізниці” настаивает, что реформирование отрасли ж/д перевозок необходимо проводить как можно быстрее. “Реформирование необходимо, ведь существующая система управления имеет существенные недостатки и на сегодня не является жизнеспособной. Все функции деятельности монополизированы, что сдерживает развитие конкуренции. Негативным для отрасли является перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых. Износ подвижного состава составляет 90%, и уже сегодня 20-30% грузов мы не перевозим из-за нехватки вагонов и локомотивов. Обслуживание пассажиров на низком уровне. И все это не полный перечень проблем, которые мы должны решить благодаря реформированию”, — говорит главный советник Генерального директора “Укрзалізниці” Анатолий Лашко.

В необходимости реструктуризации ж/д не сомневается и профсоюзник Абросимов, но считает, что она должна проходить иначе, чем сейчас. “Реформирование на железной дороге приведет к сокращению 1.686 остановок, планируется сократить 76 поездов, правда, говорят, что это еще под вопросом. То, что у них под вопросом — у нас потом оказывается явью. Реструктуризация повысит стоимость проезда, не говоря уже о стоимости проезда на новых поездах “Хюндай”. Прежде всего, пострадают пассажиры”, — рассказывает председатель СПХВУ №1. Он считает, что необходимо сохранить прежде всего пассажирские перевозки.

Уже с начала 2012 года железнодорожный монополист приступил к первому шагу реформирования — созданию единой государственной акционерной компании и распределению функций между нею и государством. В итоге, как предполагается, руководство и контроль за “Укрзалізницею” будет осуществлять государство, а хозяйственные функции — выполнять акционерное общество. В следующем году планируется создать единый имущественный комплекс и внедрить систему распределения финансовых потоков по видам деятельности. По мнению реформаторов, это позволит усовершенствовать систему регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта и улучшить экономические показатели предприятия.

В преддверие реформирования, предприятия “Украинских железных дорог” влезают в долги. Так, Юго-западная железная дорога недавно взяла кредит на 40 млн грн. Тендер на предоставление займа ЮЗЖД выиграл “Всеукраинский Банк Развития” Александра Януковича, сына главы государства. Договор подписан 6 декабря 2011 года.

Профсоюзник Абросимов считает, что по такой схеме может пройти полная передача “железки” в частные руки. “Укрзалізниця” будет брать деньги в “определенных” банках на реструктуризацию, а через год или два может заявить: “Мы банкроты”. И банк просто разберет компанию.

Ради чего?

Скоро в Украину должны привезти корейские составы “Хюндай Ротем”. Председатель СПХВУ №1 ЮЖД считает, что кроме головной боли “Укрзалізниця” от этих поездов не получит ничего. “Что мы выигрываем на приобретении “Хюндаев”? Я не говорю о том, что их доставить сюда очень тяжело, и то, что они дорогостоящие. Дело в том, что сегодня средняя скорость поездов на наших дорогах составляет 55 км/ч. С введением поездов типа “Шкода”, “Хюндай”, средняя скорость поездов возрастет на 0,6 км/ч и составит 55,6 км/ч. Стоит ли эта реструктуризация того, чтобы повысить скорость всего лишь 0,6 км/ч? Все-таки “Хюндаи” не для наших дорог, они могут просто “рассыпаться”, — рассказывает специалист.

В Украине по одним и тем же рельсам ездят грузовые и пассажирские поезда. А, например, в России, когда запускали скоростные поезда “Сапсан”, выделили отдельный путь: рельсы обнесены забором, существуют подземные и воздушные переходы, и т.д.

Абросимов удивляется и тому, кто будет обслуживать поезда “Хюндай”? “В свое время, когда закупили скоростные поезда Харьков-Киев, поляки приезжали, чтобы их обслуживать. Ремонт производили в Киеве. Сейчас же, когда их перестали обслуживать есть на составах такие вагоны, в которых не работает по два вакуумных туалета. В которых не работает по одному туалету — ходят. У нас не хватает специалистов, которые бы их обслуживали. Сейчас привезут корейцев, вместе с поездами, которым предоставят рабочие места. Какой смысл брать те поезда, которые дорогостоящие и которые на наших дорогах не уживутся?” — рассуждает Абросимов.

Справка

Реформирование железнодорожного транспорта Украины будет происходить в три этапа.

— Первый этап (2012-2013 годы) — создание единой государственной акционерной компании и распределение функций между государством и компанией. В частности, функции регулирования и контроля отрасли будут принадлежать государству, а хозяйственные — акционерной компании. На этом этапе будет сформирован единый имущественный комплекс, введенные финансово-экономические модели, которые позволят распределить финансовые потоки по видам деятельности и усовершенствуется система регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта. Все эти меры будут способствовать привлечению инвестиций и внедрению инновационной модели развития.

— На следующем этапе реформирования, который продлится с 2013 по 2015 годы, образуются вертикально интегрированные производственно-технологические системы железнодорожного транспорта, структурированные по видам деятельности. Благодаря этому, усовершенствуется тарифная политика — в конкурентных секторах тарифы будут формироваться свободно, будут функционировать частные операторские компании. В пассажирском секторе намечено создавать пригородные и региональные пассажирские компании с участием акционерного общества и местных органов исполнительной власти и других юридических лиц.

— Третьим этапом реформирования (2016-2019 годы) предусмотрено: ликвидировать перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых, образования корпоративно-зависимого хозяйственного общества в сфере пассажирских перевозок, при условии достижения безубыточной его деятельности. Относительно грузового сектора, то на рынке увеличится доля частных вагонных компаний и будут развиваться логистические комплексы.
Итог реформирования

Сегодня пассажиры довольны “железкой”. “В целом я довольна качеством предоставляемых услуг Приднепровской железной дорогой. Зимой в поездах тепло, вот только пригородные поезда, бывает, опаздывают”, — говорит учительница Анна Борисова.

Что же будет происходить на просторах железной дороги в период реформирования?

Изменение графика движения поездов и отмена остановок поставят украинцев “в рамки”, значительно ущемив их право на свободу передвижения. Учитывая монопольное положение “Укрзалізниці”, отсутствие конкуренции, пассажиры будут ограничены в праве выбора поезда, подходящего времени отправления, прибытия к пункту назначения и подходящей стоимости проезда. Некоторые населенные пункты, по данным Украинского Хельсинского союза по правам человека, например Красноград, Сокаль, Сарны и Костополь, будут вообще отрезаны от окружающего мира.

Нелегко будет и железнодорожникам: им станет все сложнее удерживаться на работе. Не исключены акции протеста как железнодорожников, так и простых потребителей.

И так, в конечном итоге, “Укрзалізниця” просто перестанет быть социальным видом транспорта.

Антон ФИЛИППОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.