Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Зачем суд, если есть президент: как у Зеленского придумали новую форму амнистии для боевиков

[08:00 30 июня 2021 года ] [ апостроф, 29 июня 2021 ]

На Банковой своими инициативами рушат всю правовую систему государства.

Украинские парламентарии решили разблокировать обмен пленными, который поставлен на паузу с апреля прошлого года. Правда, сделать это народные избранники хотят весьма сомнительным образом: дать президенту единоличное право освобождать от уголовной ответственности осужденных лиц, которые представляют обменную ценность для России и их сателлитов на территориях оккупированного Донбасса. Что придумали “Слуги народа” и не подомнет ли под себя институт президента всю судебную власть в Украине, разбирался “Апостроф”.

Что предлагают “слуги”

Как известно, обмен пленными между Украиной и администрациями оккупированных территорий на Донбассе заблокирован уже более 14 месяцев. Не освобождает Россия и украинских политзаключенных. В то же время, по данным, озвученным советником главы Офиса президента Алексеем Арестовичем, сейчас в тюрьмах так называемой “ДНР” находится 214 украинских заложников, еще 75 человек в тюрьмах фейковой “ЛНР” и 138 человек в заключении в самой Российской Федерации, в том числе и в оккупированном Крыму. То есть всего 427 заложников.

Формальные причины заморозки обмена самые разные: от невозможности согласовать списки (боевики подают в своих списках несуществующих людей), до требований оккупантов отдавать им людей, прошедших процессуальную очистку.

“При последнем обмене не было юридической очистки и теперь обмены застопорились, ведь те люди, которых передали той стороне, остались кто в розыске, кто под следствием. Россияне при таких условиях больше не захотели делать обменов”, — поясняет “Апострофу” председатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров.

Впрочем, реальная причина затяжной паузы — нежелание самой России проводить такие обмены, оставляя за собой мощный рычаг политического давления на Украину.

Но народные избранники придумали, как сдвинуть процесс с мертвой точки. На сегодняшний день, согласно действующему уголовному кодексу, существует ряд правовых оснований для освобождения лица от уголовной ответственности. Например, такими основаниями может быть примирение виновного с потерпевшим, так называемое, действенное раскаяние, взятие на поруки виновного.

Но есть один ключевой момент! “Освобождение от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных этим Кодексом, осуществляется исключительно судом”, — сказано в 44 статье Уголовного кодекса.

Эта норма, вероятно, и не пришлась по вкусу авторам законопроекта № 5672 нардепам от “Слуги народа” Ивану Калауру и Николаю Стефанчуку. Последний, напомним, является братом первого замглавы Верховной Рады Руслана Стефанчука. По их мнению, путь к освобождению от уголовной ответственности через суды — слишком длинный. Это же нужно сначала провести досудебное расследование, потом сам суд, а там может быть апелляция, кассация… А в случаях, когда срочно необходимо провести обмен пленными, ждать решений судов дело неблагодарное — там и россияне с боевиками могут передумать. Что делать?

Для экономии времени парламентарии предлагают дополнить УК Украины статьей 108-1 “Политико-правовое решение”. Предусматривается, что президент получит право принимать политико-правовое решение для обмена лиц, “до принятия украинским судом приговора или другого окончательного решения в деле, о совершенном ими общественно опасном деянии, предусмотренного этим Кодексом”, — значится в тексте законопроекта.

территориальной целостности Украины, нормы, регулирующие принятие политико-правовых решений, будут отменены, ведь проблема обмена, ожидаемо, потеряет свою актуальность.

Поможет ли такая юридическая конструкция разморозить процесс обмена?

Обратный эффект

По мнению юриста Виталия Титыча, с правовой точки зрения, не существует препятствий для обмена военнопленными между Украиной и Россией.

“Это дегенеративная юридическая конструкция. Украина ратифицировала Женевскую конвенцию, в соответствие с которой комбатанты с обеих сторон подлежат обмену, даже если во время боевых действий они убили или ранили противника”, — поясняет “Апострофу” Титыч.

Но речь идет именно о военнопленных в “чистом” виде, которые носят погоны и давали присягу. Россия же, как известно, ведет против Украины гибридную войну, в которой подрывать национальную безопасность нашей страны могут лица, прямо не связанные с военной машиной РФ.

“И понятное дело, что Россия заинтересована менять реальных преступников, совершивших нападения на гражданское население, диверсии против имущества, не задействованного в военной сфере. Это абсолютно работает на ту сторону. Лица, которые совершили военные преступления и преступления против человечности, не могут быть переданы, так как в соответствии с международным гуманитарным правом, они не могут быть не наказаны и у таких преступлений нет срока давности. А военные — это комбатанты, они и так подлежат обмену”, — добавляет Титыч.

Но Россия, пренебрегая международным правом, не идет на обмены даже военнопленными. И понятно почему.

“Потому что обмены — инструмент политического воздействия России на Украину. Нельзя вместе смешивать политические и гуманитарные вопросы, поскольку это ставит жизни людей в зависимость от политической целесообразности. Но Россия это делает, а Украина, желая забрать своих пленных, таким законопроектом готовит почву для этих обменов”, — добавляет Евгений Захаров.

По мнению экспертов, законопроект “слуг” создает предпосылки для легитимации ухода от ответственности реальных преступников. На первый взгляд — невелика потеря, если Украина отдаст России преступников. Толку в тюрьме от них мало, зато взамен мы получим наших граждан, которые годами сидят в тюрьмах РФ и “Л/ДНР”. Разве мы не хотим их освободить? Конечно хотим.

Но в том то и проблема, что это даст обратный эффект: чем больше российских преступников будет уходить от ответственности и возвращаться в РФ, тем больше их будет появляться в Украине для совершения новых преступлений (а чего бояться, если наказания не будет, а будет “политико-правовое решение”). Одновременно с этим будет увеличиваться и количество украинских заложников в руках РФ, ведь России нужно будет на кого-то менять толпы своих диверсантов.

“Путин здесь имеет просто неограниченные возможности: наши граждане во время войны едут в Россию кто на заработки, кто к родственникам и там их задерживают, а потом меняют”, — отмечает Титыч.

Таким образом, образовывается замкнутый круг, в котором Россия получает абсолютную победу.

Ящик Пандоры

Более того, существуют и другие риски принятия законопроекта.

“Принимать закон и освобождать от ответственности людей, которые нужны россиянам — очень опасная игра. Будут манипуляции. В список для русских будут попадать все подряд. Это как с законом Савченко: изначально планировали принять его для того, чтобы не нарушать права человека, а потом под этот закон всех выпустили”, — поясняет “Апострофу” основатель “Восточной правозащитной группы” Павел Лисянский.

“Можно ведь идти дальше и применять политико-правовые решения в других ситуациях. Стоит только открыть эту возможность, и тогда справиться с последствиями уже будет сложно. Это размывает право, как таковое. У президента совершенно явные наклонности подменять с помощью административных решений работу правоохранительных органов и судов. По сути дела, решения о санкциях, которые вводит СНБО — это и есть такая подмена в чистом виде, как и законопроект об олигархах”, — добавляет Захаров.

По словам Лисянского, изобретать юридический “велосипед” глупо, ведь в действующем законодательстве уже есть процедура процессуальной очистки.

“Есть полномочия судов и есть президентское право о помиловании. Если человек уже осужден, то президент легко может его помиловать. С 2018 по 2019 год я состоял в президентской комиссии по вопросам помилования и могу заверить, что это не сложная процедура и ее можно пройти. Именно так и был организован большой обмен в 2017 году. У нас достаточно действующих инструментов”, — отмечает Лисянский.

Однако главный аргумент авторов законопроекта состоит в том, что использовать действующие инструменты слишком долго, а нужно бы решать вопросы быстрее.

“Но дело в том, что когда государственный орган работает слажено и четко, то все происходит быстро. Есть тысяча способов как ускорить судебное заседание, особенно, если в этом есть заинтересованность обвиняемого. Это демократические процессы, в которых выстроена система противовесов. Мы хотим все быстро? Так у Путина вообще все очень быстро: сказал арестовать и всех арестовали, все оппозиционеры сидят. Все быстро. Мы хотим идти таким путем? Должна быть система противовесов”, — резюмировал Лисянский.

Артур ГОР

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2021-06-30 10:33:04] [ Аноним с адреса 195.154.255.* ]

Если дали амнистию тем подонкам, что убивали милиционеров на майдане, то почему бы не дать амнистию гражданам Украины, которые с оружием в руках защищают свою родную землю и свои семьи от украинских нацистов?

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.