Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Секреты донецкой Царь-Пушки

[14:43 21 января 2008 года ] [ Вечерний Донецк, 15 января 2008 ]

Зеленый цвет настоящей Царь-пушки — это цвет окислившейся от времени меди.

Цвет, который вместе со специалистами “Ижстали” мы и постарались передать при помощи красок “Тиккуриллы”. Шесть лет назад возле здания горисполкома появилась новая достопримечательность — копия кремлевской царь-пушки. Это событие широко освещалось в СМИ, как подарок мэра Москвы Юрия Лужкова — Донецку. Сейчас прохожие пробегают мимо величественного орудия, бросив на ходу мимолетный взгляд. А молодожены с удовольствием фотографируются здесь в день свадьбы.

И лишь немногие дончане знают о том, что в царь-пушку-2 вложили свой труд и наши земляки. “Непосредственное участие в работе над созданием этой копии, подтверждаемое обозначением моей фамилии на табличке, отлитой на лафете под стволом пушки, позволяет мне, — говорится в письме Виталия Антоненко, -предложить вашему вниманию информацию, способную, на мой взгляд, заинтересовать читателей неизвестными подробностями известных фактов “. Созвонившись с автором письма, договариваюсь с ним о встрече. И вот он на пороге вместе с вырезками из российских газет и фотографиями, на которых запечатлены фрагменты создания Царь-пушки-2.

—  Виталий Андреевич, как вас привлекли к работе над этим шедевром литейного дела?

— После того, как землячество донбассовцев в Москве получило поддержку Лужкова для изготовления копии пушки, брат донецкого мастера Михаила Березовского, будучи представителем землячества, попросил его взяться за эту работу и привлечь к ней донецких мастеров. Так мы вместе с Березовским и мастером по металлу Василием Чеботюком отправились в Россию. До полного окончания работы там оставались я и Михаил Васильевич. Изначально было предложение: изготовить деревянную копию в Донецке, а потом отправить ее на завод, чтобы отлить из металла. Но литейщики объяснили, что в таком случае получится игрушка, в литейном деле есть свои особенности. Поэтому модель должна быть разъемной и делаться непосредственно на заводе.

—  В чем заключалась ваша задача?

— Все резные элементы для художественного литья выполнили мы, дончане. В начале декабря 2000 года мы приехали в Москву. О разрешении для нас на доступ к настоящей Царь-пушке договорился с Лужковым Иосиф Кобзон. А все рабочие вопросы с комендантом Кремля урегулировал приемный сын Сталина Артем Федорович Сергеев (его родной отец — Федор Сергеев, больше известен у нас как Артем). Орудие мы обмеряли линейкой, сняли все размеры с оригинала и сфотографировали его в деталях. Ствол решили сделать на шесть сантиметров короче, чем у московской пушки, и не из бронзы, а из чугуна. Началась сумасшедшая гонка: ведь ствол орудия с резьбой должен был быть готов к 5 января. Люди трудились героически. Группа выпуска почти переселилась на завод ПО “Ижсталь”. По ходу придумывали новые, никем не опро-бированные технологии. Когда отливали ствол, волновались все заводчане: ведь многие из них участвовали в создании пушки.

—  И сколько времени длилась ваша командировка?

— В общей сложности мы находились в России полгода. В течение первого месяца часто приходилось ездить в Москву, чтобы сделать необходимые замеры. Неделю пришлось ждать разрешения коменданта Кремля. Потом на старейшем металлургическом заводе России “Ижсталь” в течение пяти месяцев мы сделали все резные работы по изготовлению художественных элементов для модели копии. Наша резьба по дереву, отлитая в металле, украшает ствол пушки и лафет (надписи, узоры, орнаменты, голова льва, фигура царя Федора Иоанновича на коне и другие). Они практически полностью соответствуют подлиннику. Пушка состоит из 24 элементов, включая узоры и четыре ядра. Я и Михаил покрыли ствол краской, имитирующей старинную бронзу. Говорили, что краска продержится 10-15 лет. Вся работа — от разработки эскизов до воплощения задуманного в реальное изделие — была выполнена нами со всей ответственностью. Это подтверждает высокая оценка работы группы выпуска. За создание точной копии шедевра русского литейного дела Российская инженерная академия наградила директора завода “Ижсталь” Валерия Васильевича Моисеева золотой медалью имени Андрея Чехова и дипломом Международного союза металлургов. А группа рабочих и инженерно-технические работники завода отмечены грамотами и дипломами этих организаций.

—  Путь из Ижевска неблизкий. Вам известно, как доставили столь внушительное орудие в Донецк?

— Поначалу собирались транспортировать пушку поездом. Но хрупкий чугун дорогу бы не выдержал. Потом хотели отправить ее самолетом. В итоге пушка в наш город приехала на “МАЗах” в сопровождении заводской охраны. В одном — двадцатипятитонный ствол, в другом — лафет и ядра. Водителям пришлось уложиться в сжатый график и доехать до Украины за трое суток.

—  Потом Царь-пушка заняла место возле здания горисполкома. Что еще осталось “за кулисами” торжественного для нашего города события?

— Дав согласие на участие в этом проекте, мы оказались в затруднительном положении. Работали без выходных с семи утра до десяти вечера, ни разу не нарушив жесткий график сдачи моделей для отливки. Ни разу не подвели металлургов, не уронили честь нашего города, ответственным отношением к работе заслужили уважение руководства и работников ижевского завода. Но единственной оплатой за наш кропотливый труд, за ненормируемый рабочий день, без выходных, были 20 гривень в день на пропитание. К тому же, пока я был в Ижевске, мою жену сбил автомобиль на пешеходном переходе, и она оказалась в травматологии, прикованная к постели на три месяца. А дети остались дома одни. Бросив начатое дело и вернувшись в Донецк, я бы уже не изменил ситуацию, просто в трудную минуту был бы рядом с женой, но при этом подвел бы товарищей по работе. Из чувства долга перед коллегами я остался в Ижевске. А после окончания работы, возвратившись в Донецк, мы не получили обещанной оплаты за наш труд.

—  Как же так?

— Мы допустили оплошность, не оформив надлежащим образом трудовой договор, поверили на слово, поскольку это была не обычная коммерческая сделка, а благородный международный проект по обмену культурными ценностями. И шесть лет бесплодной переписки с официальными инстанциями и повторные обращения ни к чему не привели.

—  В Москве возле Царь-пушки постоянно толпятся люди, с интересом ее рассматривают, некоторые пытаются на нее взобраться. А возле копии, которая, по отзывам специалистов, даже лучше оригинала, — почти никто не задерживается. Чем вы это объясните?

— На мой взгляд, место выбрано неудачно. Стоит этот шедевр литейного мастерства, перекрашенный зеленой заборной краской, на перекрестке троллейбусных маршрутов. На солнцепеке летом, открытый всем ветрам зимой и осенью. Зеленый цвет настоящей Царь-пушки — это цвет окислившейся от времени меди. Цвет, который вместе со специалистами “Ижстали” мы и постарались передать при помощи красок “Тиккуриллы” (поскольку ствол копии отлит из чугуна).

Это не то место, где можно посидеть на досуге с пивом или мороженым. Для сравнения перейдите на другую сторону здания мэрии в “Парк кованых фигур” и сразу же заметите разницу. В этом сквере всегда есть люди. Они сидят на скамейках, читают газеты, гуляют с детьми, общаются. То есть проводят время там, где им комфортно и интересно, где радует глаз зелень деревьев, а в летний день освежает прохлада. Некоторые фотографируются возле пушки и снова уходят в “Парк кованых фигур”. Я думаю, что достойным местом для копии Царь-пушки был бы один из многих уютных скверов или парков, где, присев на скамейку в тени деревьев, можно было бы полюбоваться этим шедевром литейного мастерства.

Я горжусь Донецком и тем, что имел честь делать для своего города копию памятника истории, который является одним из державных символов России. Беседовала

Марина ПАРХОМЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.