Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Подружиться с тигром

[15:36 26 ноября 2008 года ] [ Эксперт-Украина, №46, 24 ноября 2008 ]

Мировой финансово-экономический кризис заставляет искать новые рынки для экспорта товаров и источники инвестиций.

Усиление сотрудничества с Китаем облегчит Украине выход из кризиса.

На прошлой неделе Китай отменил экспортные пошлины на значительную часть металлургической продукции. Это решение больно ударит по украинским сталеварам, которые и без того страдают от недостатка спроса на свою продукцию. Ведь металлурги Украины и Китая конкурируют на одних рынках, и продукция азиатских производителей постепенно вытесняет с них отечественный товар. Этот пример наглядно показывает, что наши страны сейчас — не партнеры, а конкуренты. А точнее, Украина воспринимает Китай как конкурента на внешних рынках, тогда как он вообще мало замечает нашу страну и нисколько не учитывает ее интересы, когда принимает те или иные государственные решения. Между тем партнерство с КНР могло бы дать нам ощутимые дивиденды.

Один из наиболее перспективных рынков капитала, продукции и услуг — азиатский, и в первую очередь китайский. Китай стремительно наращивает самодостаточный финансовый сектор, постепенно превращаясь в крупнейшего мирового инвестора. Несмотря на снижение темпов роста экономики изза финансового кризиса (с 11% в прошлом году до 9% в этом), низкий уровень потребления и огромная доля сбережений (до 50% ВВП) позволят ему значительно смягчить последствия будущей мировой рецессии. При правильном подходе со стороны государства именно Китай сможет заменить Евросоюз и США и как рынок сбыта товаров, и как источник поступления кредитов и инвестиций.

Скромное предложение

Сейчас Украина отправляет в Китай менее одного процента от общего экспорта страны и ввозит из него чуть больше пяти процентов от общего объема товарного импорта. Объяснение этих показателей — отсутствие системной политики по развитию двусторонних отношений. “Сальдо ухудшается не столько за счет активности китайских экспортеров, сколько благодаря украинским импортерам”, — считает заместитель руководителя украинской торгово-экономической миссии в Шанхае Александр Зеленюк. В нашу страну поставляется всё, начиная от продуктов питания, мебели, продукции легкой промышленности и бытовой техники и заканчивая высокими технологиями и электроникой. Доля отечественных товаров и услуг в структуре китайского импорта незначительна — в прошлом году она составляла 0,07% (Россия — 2,1%, США — 14%, ЕС — 19%). На китайском рынке представлено всего несколько украинских компаний — прежде всего металлурги (Ferrexpo, “Индустриальный Союз Донбасса”), машиностроители и компании, предоставляющие агентские и консалтинговые услуги. “Выйти на китайский рынок со своей продукцией достаточно сложно. Китай старается не импортировать товары, которые можно изготовить на своей территории. Поэтому любой производитель при попытке выйти на этот рынок столкнется с жесточайшей конкуренцией”, — объяснил Александр Зеленюк. “Развитое восточное побережье (где сосредоточена китайская промышленность. — ”Эксперт”) мы уже потеряли, осталось инвестировать в центральные и северные регионы страны”, — говорит глава Киево-Могилянской бизнес-школы Павел Шеремета. “Азиатский рынок еще окончательно не поделен, там нет устоявшихся связей”, — утверждает директор агентской компании RR Commodities Сергей Лесняк, пять лет живущий в Пекине. С ним согласен Андрей Голенко, директор бизнес-центра “Украина—Китай”, предоставляющего консалтинговые услуги нашим импортерам и экспортерам в Китае: “Место на этом рынке еще есть, китайцы особенно заинтересованы в продукции машиностроения”.

В частности, КНР — один из крупнейших потребителей украинского оружия и товаров двойного назначения. Китайцы приобретают у нас технологии, находящие применение в космической отрасли и авиастроении. Последние большие контракты связаны с участием Авиационного научно-технического комплекса им. О. К. Антонова в разработке Первой авиационной промышленной корпорацией Китая (AVIC I) нового семидесятиместного регионального реактивного самолета ARJ 21 и продажей ракет “воздух-воздух” производства Государственной акционерной холдинговой компании “Артем”. Однако системно отечественные машиностроители, кроме авиаторов и оружейников, в КНР не представлены, а имеющиеся контракты заключаются в основном по инициативе китайцев, знакомых с украинскими технологиями еще с советских времен.

Одна из причин кроется в том, что украинская власть просто не видит Китай. Замминистра иностранных дел Украины Александр Горин с сожалением констатирует, что украинский президент и премьер-министр за последние пять лет не посещали Китай, в отличие, к примеру, от руководства России, которое встречается с китайскими коллегами чуть ли не ежемесячно. В КНР есть всего два наших представительства — посольство в Пекине и консульство в Шанхае. В большинстве случаев торговое сотрудничество идет в обход украинских представительств в Китае. По словам Голенко, украинские компании, решая проблемы своих клиентов, ни разу не обращались в нашу торгово-экономическую миссию при посольстве. Они знают, что толку от нее не будет.

Нет никакого взаимодействия между странами и в финансовой сфере. Украинские банки и страховые компании в Китае почти не представлены — только ПриватБанкимеет в Пекине свое представительство. “Китайский капитал пользуется большим спросом в мире, за него идет напряженная конкурентная борьба. Одни страны всячески его приветствуют (Франция и Австралия), другие относятся к нему с большой осторожностью (США и Германия), тем не менее сотрудничество с Китаем в финансовой сфере является стратегически важным вопросом для США, ЕС, России, но не для Украины”, — подчеркнул Александр Зеленюк.

Стать мостом в Азию

Китай целенаправленно импортирует продукцию добывающей промышленности — энергоносители, руду и другое сырье. Вместе с тем китайцы очень заинтересованы в импорте технологий, в первую очередь в энергетической сфере и IТ. “Хотелось, чтобы выходило больше технологических компаний. Однако государство совсем не поддерживает украинский бизнес, в частности, отсутствуют системы кредитования и страхования высокотехнологичного экспорта. Из-за этого шансы на украинский прорыв становятся призрачными”, — считает Сергей Лесняк. Другая проблема с возможным экспортом высоких технологий в КНР — отсутствие защиты интеллектуальной собственности. “Незаконное копирование иностранных технологий — это поощряемая государством политика китайских компаний. Уберечься от этого почти невозможно”, — говорит Андрей Голенко. Например, выиграть что-либо в китайском суде иностранцу нереально — в споре с ним китаец всегда прав.

Хотя связи между нашими странами завязались еще с советских времен (тогда специалисты из Украинской ССР строили заводы на северо-востоке Китая), об Украине в КНР почти не знают, особенно младшее поколение. “У нас часто спрашивали: ”Украина — это где?”, когда мы путешествовали по Китаю”, — говорит Павел Шеремета. Для зарубежного производителя, желающего успешно вести свой бизнес в Китае, важно понимать культурные особенности этой страны. Для нас китайцы зачастую как люди с другой планеты: у них “да” не всегда означает “да”, может быть “да, но нет”, а слова “нет” они никогда не говорят. Там не принято демонстрировать силу и успешность, необходимо тщательно выстраивать отношения, демонстрируя в первую очередь интерес к культуре, и только потом говорить о сделке. При этом договоренности с китайцами, даже устные, достаточно надежны и нарушаются очень редко.

Понять культуру без знания языка невозможно, и одна из острейших проблем желающих выйти на китайский рынок компаний — нехватка специалистов со знанием языка. У нас только Киевский национальный лингвистический университет (Институт иностранных языков) и Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко выпускают китаистов. Но ситуация в ближайшем будущем может измениться — при содействии посольства КНР в Украине за последние два года в Киеве, Харькове и Луганске открыты три Института Конфуция. Эти центры пропагандируют китайскую культуру, при них работают курсы по изучению китайского языка. А еще Украина принимает у себя студентов из КНР: сейчас у нас учатся около десяти тысяч человек (учебу им оплачивает их государство).

Привлечь китайские деньги в страну могут космическая, авиационная отрасли и транспортное машиностроение в целом, а также создание украино-китайской финансовой инфраструктуры и модернизация транспортной системы, строительство контейнерныхтерминалов в Украине для интенсификации грузопотоков и использования черноморских портов для перевалки грузов на европейском направлении. “Украина вполне могла бы выполнять функцию крупного транспортировочного, перевалочного узла между Китаем (и Азией вообще) и Европой. Она могла бы стать своеобразным хабом в черноморском регионе, проложив новый ”шелковый путь” из Китая в Европу. Это единственная возможность для прорыва в азиатском направлении”, — уверяет Андрей Голенко.

Екатерина КАЛИНОВСКАЯ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.