Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Как компания “ТНК-ВР” работает на украинском рынке

[09:20 25 сентября 2008 года ] [ Дело, 25 сентября 2008 ]

В августе 2008 года задолженность государства только перед группой компаний “ТНК-ВР” в Украине по возмещению НДС достигла 124,5 миллиона долларов.

Сегодня в Украине сложилась парадоксальная на первый взгляд ситуация: при том, что потребление моторного топлива растет, падает переработка “черного золота” украинскими нефтеперерабатывающими компаниями. Большинство мощностей простаивает. Одним из немногих стабильно работающих предприятий остается Лисичанский нефтеперерабатывающий завод. Однако и у него те же проблемы, что и у других участников рынка: в первом полугодии 2008 года предприятие произвело на 190 тысяч тонн бензина меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Спрос в стране растет, переработка — падает

После отмены в 2005 году ввозных пошлин импорт топлива в Украину активно развивался. По оценкам экспертов, сегодня импортные нефтепродукты уже занимают половину украинского рынка. Цены на нефтесырье привязаны к внешним рынкам и растут быстрее, чем цены на готовую продукцию на внутреннем рынке. Все это отражается как на объемах производства, так и на экономическом состоянии предприятий отрасли.

Одна из ключевых проблем кроется в непрозрачном ценообразовании на импортное топливо. Несовершенство механизмов контроля над контрактными ценами позволяет завозить его в страну по заниженной стоимости и, следовательно, экономить на уплате налогов, делая продукцию внутренних производителей неконкурентоспособной. Положение украинских переработчиков усугубляется наличием на рынке контрабандной и контрафактной продукции.

Естественно, некоторые трейдеры, которые раньше работали с украинскими НПЗ, переориентировались на более дешевое топливо. Цена на завозимый продукт ниже, и перепродавать его выгоднее. Таким образом, импорт вытесняет с внутреннего рынка украинские НПЗ, и они вынуждены реагировать на этот вызов. “Если товар не востребован внутренним рынком, мы должны его экспортировать. Хранить излишки в условиях колебаний цен нецелесообразно, это может привести к большим потерям”, — говорит Анна Дробаха, заместитель коммерческого директора по оптимизации и планированию ООО “ТНК-ВР Коммерс”. А если и экспортировать нецелесообразно, то нет другого выхода, кроме как снижать выработку.

Непрекращающаяся головная боль украинских нефтепереработчиков — экспорт мазута. Не производить его заводы не могут — это сопутствующий продукт переработки нефти. А продать на внутреннем рынке такое количество мазута просто невозможно — нет спроса. Вот и приходится почти 90% темного нефтепродукта отправлять за границу. При этом торговля мазутом убыточна — его стоимость значительно ниже цены нефти.

В январе нынешнего года Министерство транспорта и связи утвердило поэтапное повышение тарифов на перевозку грузов. Стоимость транспортировки нефтепродуктов к октябрю 2008-го увеличивается относительно начала года на 39-50%. Однако в августе 2008 года ведомство приняло решение о дополнительном — внеочередном — повышении тарифов, в том числе и на перевозку мазута. Это грозит окончательно дестабилизировать экономику украинских НПЗ, которые и так работают с минимальной рентабельностью. Почву из-под ног нефтепереработчиков выбивают также сложности с возмещением НДС по экспортируемой продукции. Например, в августе 2008 года задолженность государства только перед группой компаний “ТНК-ВР” в Украине в рамках обязательств по возмещению НДС достигла 124,5 миллиона долларов. Тем временем потребление нефтепродуктов в целом в Украине растет. Его структура меняется в пользу более качественных продуктов: высокооктановые бензины вытесняют низкооктановые, более качественное дизтопливо постепенно замещает менее качественное.

Рыночные решения

Что и в каком объеме производить на Лисичанском НПЗ, сколько готовых нефтепродуктов импортировать, “ТНК-ВР” планирует в зависимости от рыночных условий. Правда, есть определенные технологические ограничения. Например, сегодня у предприятия нет возможности перерабатывать менее 16,4 тысячи тонн нефтесырья в сутки. То есть выбор у “ТНК-ВР” таков: либо перерабатывать в Лисичанске не меньше указанного объема, либо полностью останавливать производство. Последнее означает огромные убытки. Причем в зимний период при перезапуске оборудования многократно возрастает риск возникновения аварийных ситуаций.

В сложившихся на украинском рынке условиях в “ТНК-ВР” приняли решение пересмотреть структуру переработки сырья на Лисичанском НПЗ. “Разрыв в ценах на нефть и мазут такой, что просто “убивает” экономику переработки нефти”, — объясняет Анна Дробаха. Поэтому на заводе наряду с традиционным сырьем используют дополнительное — вакуумный газойль, прямогонный мазут, газовый конденсат и т.д. Таким образом удается снизить объем производства невостребованной рынком продукции и повысить глубину переработки в целом по предприятию. Кроме того, оптимизация сырьевой корзины поволяет в зависимости от ситуации на рынке оперативно вносить изменения в производственный план, а значит, работать более экономично — производить те виды нефтепродуктов, которые можно продать дороже.

Как закупают сырье для Лисичанска

Цена на сырье для Лисичанского НПЗ зависит от мировых индикаторов — Брента, Юралс и стоимости нефти на российском рынке. Для того чтобы получить сырье от компании, украинский офис должен показать экономическую эффективность такой операции. К сожалению, говорят в компании, большую часть года поставки в Украину являются, мягко говоря, менее эффективными, нежели другие, самые низкодоходные каналы сбыта. Часто выгоднее просто продать сырую нефть на экспорт, к примеру, в Польшу, нежели перерабатывать ее на заводе в Лисичанске. На профессиональном сленге это звучит лаконично: маржа продаж не покрывает затрат на переработку. В итоге — многомиллионные убытки. Только по итогам первого квартала 2008 года Лисичанский НПЗ отработал с результатом минус 30 миллионов долларов.

Как топливо продают

На собственную сеть заправок в Киеве и Лисичанске приходится около 15% продаж. Львиную долю продукции компания реализует в сотрудничестве с партнерами. Это джобберы (независимые владельцы АЗС, реализующие топливо по сублицензионным соглашениям), крупные дистрибьюторы и большие компании, имеющие национальные сети. На долю джобберов приходится около 50% сбыта “ТНК-ВР” в Украине. Сегодня по сублицензионным контрактам с компанией работает порядка 200 АЗС. Еще три года назад под брендом “ТНК” по всей стране работало около 1200 заправок. Однако контролировать такую сеть оказалось проблематично. На некоторых станциях нарушали стандарты компании и реализовывали некондиционное топливо. Поэтому в 2006 году “ТНК-ВР” приступила к созданию новой обновленной сети, для чего инициировала процесс изменения визуального оформления АЗС в Украине. Так, на заправках “ТНК” появились оранжевые точки — своеобразный знак качества. Сегодняшняя цель компании — 300 джобберских станций под брендом “ТНК”, которые реализовывали бы четверть нефтепродуктов компании.

Семен РЫБЧЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.